01.07.2004


Еще $900 млн просит у инвесторов Mitsubishi Motors, чтобы выйти из кризиса



Мартин Фэклер

Кризис автомобильной компании Mitsubishi Motors углубляется. Она попросила родственные компании и инвесторов увеличить финансовые вливания на $900 млн до $5 млрд. Это может привести к размыванию доли некогда основного акционера японской компании концерна DaimlerChrysler до 20-25% и, возможно, к переходу контрольного пакета к инвестфонду Phoenix Capital.


Mitsubishi Motors Corp. – четвертая по величине в Японии автомобильная компания. За 2003–2004 финансовый год, завершившийся в марте, компания продала 1,53 млн автомобилей. Выручка Mitsubishi Motors за этот период упала на 35% до 2,5 трлн иен ($22 млрд), а чистый убыток составил 215,4 млрд иен ($1,9 млрд). Долги компании превышают $10 млрд. Уставный капитал Mitsubishi Motors состоит из 1 483 438 000 голосующих акций. Рыночная капитализация компании составляет 267 млрд иен ($2,5 млрд). Американо-германскому DaimlerChrysler принадлежит 37% акций Mitsubishi Motors, компаниям группы Mitsubishi – 26%. Остальные акции распределены между портфельными инвесторами.

После того как в апреле этого года DaimlerChrysler прекратил оказывать финансовую помощь проблемной японской “дочке”, за спасение Mitsubishi Motors взялись компании из группы Mitsubishi и сторонние инвесторы. В мае они утвердили план вывода компании из кризиса, предусматривающий ее финансирование в размере 450 млрд иен (около $4 млрд) путем покупки новых эмиссий ее акций. Родственные компании уже вложили в Mitsubishi Motors примерно две трети от этой суммы — 295 млрд иен ($2,7 млрд), купив привилегированные акции автомобильной компании. Но этого оказалось мало. Теперь автомобильная компания просит увеличить помощь еще на 96 млрд иен ($900 млн) до 546 млрд иен ($5 млрд).

Вчера на общем собрании акционеров Mitsubishi Motors гендиректор компании Еитиро Окадзаки сообщил, что американская финансовая группа J. P. Morgan Chase вложит в привилегированные акции автомобильной компании на 50 млрд иен ($463 млн) больше, чем планировалось ранее. Таким образом, 15 июля в ходе нового размещения акций Mitsubishi Motors между компаниями, участвующими в ее спасении, J. P. Morgan Chase приобретет “префы” Mitsubishi Motors на 150 млрд иен ($1,4 млрд). В тот же день Nippon Oil, входящая в группу Mitsubishi, приобретет привилегированные акции автокомпании на 1 млрд иен ($9 млн).

А японский инвестфонд Phoenix Capital приобретет (возможно, со своими партнерами) обыкновенные акции Mitsubishi Motors на 100 млрд иен ($924 млн). Это сделает его владельцем крупнейшего и, возможно, контрольного пакета голосующих акций. А вот DaimlerChrysler покупать новые акции проблемной компании не собирается. Представляющий американо-германский концерн в совете директоров Mitsubishi Motors Рюдигер Грубе признал, что в результате его доля в капитале сократится с нынешних 37% до 20-25%. Точный размер пакета назвать невозможно, т. к. неизвестно, по какой цене будут продаваться акции: японская компания называет лишь размер необходимых ей средств, но не количество выпускаемых акций.

Mitsubishi Motors совсем недавно, 16 июня, уже пересматривала план реструктуризации, объявив о дополнительной программе сокращения издержек на $660 млн. Вместе с новыми средствами это должно помочь компании справиться с ожидаемым 40%-ным падением продаж, вызванным признанием Mitsubishi в массовых дефектах своих автомобилей. Они скрывались много лет. В июне заказы на автомобили компании на внутреннем рынке упали на 39% по сравнению с прошлым годом, а три ее японских завода работают на 60% своих мощностей.

По словам Окадзаки, компания постарается воспользоваться возможностями японского законодательства, которое позволяет проводящим реструктуризацию компаниям уменьшать налоговое бремя. Гендиректор Mitsubishi Motors признал, что компания борется за само свое существование. А президент японской Atlantis Investment Research, управляющей активами в $600 млн, Эдвин Мернер заявил Bloomberg: “Компания истекает кровью и нуждается в переливании, чтобы выжить”. По его мнению, в крайнем случае подразделения компании, которые чего-то стоят, можно продать, а самые плохие — просто закрыть. (DJ, FT, 29.06.2004, Олег Митяев)



Ведомости