02.07.2004

Жак Сегела:


"Ломайте правила, пока они не сломали вас!"

Вчера в Москве дал пресс-конференцию "самый известный французский рекламист" - Жак Сегела (Jacques Segula). Среди общавшихся с мэтром был и обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.



Как и у многих публичных людей, у Жака Сегела есть свои заготовки (Анна Ахматова называла их "пластинками"): спросишь о чем-то, а в ответ тебе - замечательная, отточенная, остроумная, однако уже не раз слышанная сентенция. Поскольку вчерашняя встреча с харизматичным французским маэстро для меня оказалась пятой за последние десять месяцев, было забавно ожидать, на какой же минуте он скажет, что "деньги не рождают идеи, только идеи делают деньги", а на какой - сравнит идеи со сперматозоидами. И будет ли шутить по поводу своего "французского английского", которого он и сам якобы не понимает? И говорил, и сравнивал, и шутил. Однако в любом случае лучше в очередной раз послушать "банальности" Сегела, чем "откровения" какого-нибудь доморощенного российского "лидера отрасли".

По правде сказать, цель этой пресс-конференции я так и не понял. Хотя еще во время апрельского интервью в Париже Сегела сказал мне, что прилетит в Россию в начале июля, чтобы презентовать московский офис своего рекламного агентства Euro RSCG (у нас представительство называется Euro RSCG Moradpour, там и проходила пресс-конференция) и свою книгу на русском языке. Но ни то, ни другое событие не состоялось. Руководимое Эдуардом Морадпуром агентство работает уже несколько месяцев, без особой шумихи. А книга о рекламе (это должен быть дайджест из почти двух десятков опубликованных сочинений Сегела) к намеченному сроку не вышла. То есть, по сути информационный повод был один: Жак Сегела. Впрочем, в президиуме находились и Эдуард Морадпур и глава Euro RSCG Europe Пьер Лекос, но не они оказались "основным блюдом".

Большую часть отведенного времени солировал Сегела. Именно солировал, поскольку больше часа он рассказывал о своем понимании сегодняшней рекламы и показывал ролики, в том числе - недавних триумфаторов Канн, где Euro RSCG Worldwide завоевала в этом году 13 "львов". Иногда казалось, что 70-летний гуру забывал, что перед ним журналисты, а не креативные и маркетинговые директора, и призывал нас ломать правила, сложившиеся на рекламном рынке, строить иные отношения с потребителем, поставить медиа в центр креативного процесса и т.д. Его речь, которую в конце всем вручили, так и называлась: "Меняйте рекламу или меняйте профессию".

Говорил Сегела, как всегда, напористо, артистично, то и дело сыпал афоризмами, анекдотами и притчами, которые вбивались в голову, как гвозди. Этим, да простят меня служители культа и верующие, он напоминал баптиста-миссионера. Но, в отличие от религиозного агитатора, мсье Жак много говорил о сексе. Заметив, что российской рекламе секса не хватает, показал в качестве примера известный австралийский ролик для… радио геев и лесбиянок Free FM, где главным персонажем выступает поющий пенис.

Кстати, говоря о России, Сегела отметил, что, по его ощущениям, наши рекламисты потеряли позиции, которые занимали пять лет назад. Тогда маэстро считал, что именно из России придут в европейскую рекламу свежие, оригинальные, революционные идеи, однако итоги последних Cannes Lions его в этом мнении разуверили…

Довольно резко мсье высказался об Америке и американском: начиная от президента Буша, который был назван "преступником, убившем 40 тысяч иракцев. Чтобы быть переизбранным", и кончая гамбургерами ("Долой рекламу гамбургеров - в них повсюду одинаковая булка, одинаковое мясо и одинаковый кетчуп!").

После лекции начались ответы на вопросы. И гость, кажется, был раздосадован, что сразу принялись спрашивать об оборотах московского представительства, о том, как поделены акции между Морадпуром и главным офисом, и тому подобных далеких от творчества материях. Чтобы как-то сгладить ситуацию, я поинтересовался его впечатлениями от последнего Каннского фестиваля рекламы.

"Это был весьма сбалансированный фестиваль: и креаторы, и рекламодатели, и владельцы масс-медиа, - с удовлетворением отметил Сегела. - Сейчас это фестиваль истеблишмента. Но! Я разговаривал с членами жюри, и они жаловались, что не могут воспринять и справедливо оценить такое количество конкурсной рекламы. Вероятно, в будущем начнут работать два жюри: одно сформирует шорт-лист, а второе, со свежими глазами, выберет из него победителей".

Закончилась официальная часть пресс-конференции весьма неофициально: Жак Сегела выразил желание… поцеловать всех присутствующих барышень и стал ходить по рядам и галантно чмокаться. Настоящий француз!