05.07.2004

В Санкт-Петербурге подвели неутешительные итоги первой попытки заработать на городской символике



В преддверии 300-летия Смольный специально создал для этого Дирекцию юбилейных торжеств (ДЮТ), но доходов от продажи прав на изображение Медного всадника, адмиралтейского кораблика и ангела с Петропавловской крепости так и не получил. Сейчас у ДЮТ нет средств ни на зарплату для сотрудников, ни на уплату налогов. И тем не менее дирекция не намерена сворачивать свою деятельность. Не сумев выгодно продать городские брэнды, ее руководство грозится истребовать плату за их использование через суд.

Государственное унитарное предприятие "Дирекция юбилейных торжеств" было создано в 2001 году, когда подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга только начиналась. Учредителем ГУПа выступил городской КУГИ, а идеологическим куратором -- Комитет-300. В 2002 году, когда была утверждена и зарегистрирована официальная эмблема 300-летия -- синий шестигранник, повторяющий контуры Петропавловской крепости, с надписью "Санкт-Петербург 1703-2003" -- все права распоряжаться ею передали в дирекцию. ДЮТ обязали подписывать договоры с производителями алкоголя и прохладительных напитков, сувениров, ширпотреба, печатной продукции и т.п., которые пожелают украсить собственную продукцию юбилейным значком и брать с них деньги. Параллельно родилась идея заработать и на всемирно известных городских символах. К таковым отнесли Медного всадника, кораблик Адмиралтейства и ангела со шпиля Петропавловского собора. После того как графические изображения всех трех объектов были зарегистрированы как товарные знаки, авторские права на их использование также были переданы ДЮТ, которую к тому времени возглавил советник губернатора Владимира Яковлева по PR и рекламе Алексей Шустов. Господин Шустов часто встречался с журналистами и рассказывал, что на рубли и доллары, заработанные от продажи прав на использование видов бронзового Петра I, золотого кораблика и ангела, в историческом центре будут отреставрированы все мемориальные доски, а городская казна получит ощутимую прибавку. Однако, чем ближе подступал юбилей, тем менее оптимистичным выглядел господин Шустов на брифингах в Международном пресс-центре трехсотлетия.

Когда о юбилее уже мало кто вспоминает, а попытки сосчитать потраченные на него миллиарды бюджетных рублей оставил даже глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, руководитель ДЮТ созвал пресс-конференцию под названием "400 дней после 300-летия". На ней Алексей Шустов обнародовал финансовый отчет о деятельности предприятия, из которого следует, что ДЮТ не справилась со своими задачами. Она оказалась не способна регулярно перечислять в городской бюджет 25% от собственной прибыли, как того требует ее устав. А практически все доходы -- 5,8 млн рублей за три года -- ушли на содержание дирекции. В итоге за три года на торговле брэндами город заработал чуть больше 60 тыс. рублей.
После того как праздник миновал и юбилейный значок перестал пользоваться спросом, дела в дирекции пошли совсем плохо. С января сотрудникам не платят зарплату и растут долги за аренду. Начиная с июля ДЮТ не сможет платить налоги по причине отсутствия средств. Тем не менее дирекция не только не расформирована, но по-прежнему готова собирать деньги с тех, кто изображает петербургские символы: авторские права на них все еще в распоряжении господина Шустова. "Понятно, что эмблема 300-летия не актуальна, но все остальное можно продавать", -- заявил он журналистам. При этом глава ДЮТ пояснил, что при желании дирекция может через арбитраж истребовать деньги с "недобросовестных пользователей" городской символики. Об этих планах Алексей Шустов уже уведомил губернатора Валентину Матвиенко: "Письмо я отослал в понедельник, а потому ответа еще не получил". // "Коммерсант - СПб"

Новости наружной рекламы