06.07.2004


"Аэрофлот" торгуется за Шереметьево



Сегодня совет директоров "Аэрофлота" должен рассмотреть проект решения о покупке доли в ОАО "Альфа-Шереметьево", компании–победителе конкурса на управление международным аэропортом Шереметьево (МАШ). В распоряжение Ъ попал проект решения совета, зафиксировавший параметры сделки, о которых менеджмент авиакомпании договорился с собственником ОАО "Альфа-Шереметьево" – ООО "Альфа-Эко М". Речь идет о выкупе 35% акций "Альфа-Шереметьево" за $12 млн. Сделка для авиакомпании уникальная: за сумму, равную 10% ее годовой прибыли, она приобретает не имеющую активов структуру, вся цена которой равна стоимости работы лоббистов, добившихся проведения конкурса по Шереметьево.

           100% акций ОАО МАШ находятся в госсобственности. МАШ – крупнейший аэропорт России. В 2003 году обслужил 11,5 млн человек. Выручка составила 4,4 млрд руб., чистая прибыль – 636 млн руб. Шереметьево – базовый аэропорт компании "Аэрофлот – Российские авиалинии".

       Напомним, решение о проведении конкурса по выбору управляющей компании МАШ было принято правительством в конце прошлого года. Тогда гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский говорил Ъ, что "инициатором введения управления в Шереметьево" была именно "Альфа-Эко М". Конкурс, несмотря на попытки оспорить его проведение в суде, выиграла "Альфа-Шереметьево". Однако экс-глава правительства Михаил Касьянов не успел до отставки утвердить итоги конкурса, а 4 июня новый премьер Михаил Фрадков поручил "Аэрофлоту" и "Альфа-Шереметьево" за две недели разработать концепцию создания единой управляющей компании Шереметьево (см. Ъ от 7 июня). Это решение фактически дезавуировало результаты конкурса по управлению аэропортом: правительство пошло навстречу "Аэрофлоту", проигравшему конкурс, но продолжавшему добиваться участия в управлении своим базовым аэропортом. После решения премьера стороны были вынуждены начать переговоры. 21 июня концепция совместного управления была представлена министру транспорта Игорю Левитину. В ней говорилось, что "Аэрофлот" станет совладельцем УК, но механизм реализации совместного управления не был описан, и по двум главным вопросам – соотношение долей и координация строительства третьего терминала – стороны до последнего момента вели напряженные переговоры.

       На днях в распоряжении Ъ оказался проект решения о приобретении "Аэрофлотом" доли в ОАО "Альфа-Шереметьево", который должен быть рассмотрен на сегодняшнем заседании совета директоров перевозчика. Как следует из этого документа, ООО "Альфа-Эко М" продаст "Аэрофлоту" 35% акций ОАО "Альфа-Шереметьево" за $12 млн. Для этого "Аэрофлот" откроет в пользу продавца два безотзывных аккредитива на $4,5 млн и $7,5 млн. По первому аккредитиву выплата производится единовременно после вступления в силу договора об управлении с ОАО МАШ (для этого нужна директива правительства), по второму – тоже единовременно – после одобрения бизнес-плана ОАО "Альфа-Шереметьево" советом директоров аэропорта.

       В проекте решения оговариваются еще два условия выплаты денег. Во-первых, "Альфа-Эко М" должна уступить "Аэрофлоту" "право на первоначальное получение дивидендов" по выкупаемым акциям до тех пор, пока общая сумма дивидендов, выплаченных ОАО "Альфа-Шереметьево", не составит $12 млн плюс проценты. После этого приоритет в получении дивидендов переходит "Альфа-Эко М" до того момента, пока общая сумма дивидендов не составит $24 млн плюс проценты. Наконец, "Аэрофлот", как следует из проекта, должен выступить поручителем по банковскому кредиту в 1 млрд руб., который в пользу МАШ должна привлечь управляющая компания.

       Единственным завоеванием "Аэрофлота" можно считать право представления кандидатуры гендиректора, утверждаемой квалифицированным большинством голосов. В "Аэрофлоте" и "Альфа-Эко М" комментировать содержание проекта решения отказались. Начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг сообщила только, что на сегодня действительно назначено заседание совета директоров, но его повестку не уточнила. В аппарате правительства Ъ вчера неофициально сообщили, что "документов к совету директоров 'Аэрофлота' не видели", но не исключили, что директива для голосования поступит из Минэкономразвития (ему подведомственно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.–Ъ) в "последний момент". Между тем источник Ъ в Национальной резервной корпорации (управляет 30% акций "Аэрофлота") сообщил, что этот проект рассматривался и на прошлом совете директоров, но был отправлен на доработку. "В нем много непонятного. Мы попросили предоставить документы, обосновывающие хотя бы сумму сделки",– сказал он. Ъ будет следить за развитием событий.

    "Сибири" достались самолеты "Аэрофлота"

Вчера авиакомпания "Сибирь" объявила о начале эксплуатации самолета Airbus 310-300 (вместимость 205 человек, дальность полета 9600 км, крейсерская скорость 850 км/ч), взятого на три года в лизинг у компании Airbus Leasing II. Это первое иностранное судно в парке перевозчика. Как сообщили Ъ в авиакомпании, договоры эксплуатационного лизинга двух самолетов А-310 до 2007 года были подписаны 7 и 14 мая. Второй самолет будет передан авиакомпании на этой неделе. Оба самолета 1987 года выпуска, последние 12 лет эксплуатировались "Аэрофлотом" (налет каждого судна 52-53 тыс. часов). По экспертным оценкам, в парке "Аэрофлота" А-310 были одними из самых неэффективных: стоимость перевозки тонны груза на 1 км у них составляла $0,59. Для сравнения: у Boeing-767 этот показатель равен $0,43.


СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН


КоммерсантЪ