06.07.2004

Почта лучше банков для погашения потребкредитов



Василий Кудинов

Заемщики одного из лидеров рынка потребительского кредитования, “Хоум Кредит энд Финанс Банка” (ХКФБ), раньше вместе с договором получали на руки сразу несколько платежных поручений для погашения кредита через разные банки — “Автобанк-НИКойл”, Банк Москвы, Гута-банк, ИМПЭКСБАНК и др. Ведь своей сети у ХКФБ, специализирующегося на потребкредитовании, нет. По мере роста кредитного портфеля ХКФБ (около 7 млрд руб. на 1 июня 2004 г.) увеличивались и очереди в банках-агентах в последние дни приема месячных платежей. “Каждый месяц мы с ужасом ожидаем столпотворения”, — рассказывает менеджер одного из этих банков.

Теперь своим клиентам ХКФБ выдает лишь один заполненный бланк — на оплату кредита через сеть почтовых отделений. “Так дешевле. Почта взимает 1% комиссии, в то время как в банках-агентах она составит как минимум 3% от суммы платежа”, — объяснила сотрудница ХКФБ в одном из столичных магазинов. По такому же пути пошел пионер рынка потребкредитов — банк “Русский стандарт” (кредитный портфель на 1 июня 2004 г. — 18 млрд руб.). “Значительная часть платежей в адрес банка осуществляется в отделениях почтовой связи”, — рассказывает представитель “Русского стандарта”. В месяц в пользу банка проходит 600 000 платежей от его частных заемщиков. В банках подчеркивают, что соглашение с “Почтой России” было подписано задолго до начала кризиса доверия на межбанковском рынке.

ФГУП “Почта России” сотрудничество с банками объясняет реализацией проекта “КиберДеньги”. В начале года гендиректор ФГУПа Игорь Сырцов анонсировал переход почты на электронный способ передачи информации, что существенно сокращает срок ее прохождения. Проект “КиберДеньги” не ограничивается денежными переводами между физлицами. “Это и услуги для корпоративных клиентов по выплатам денежных сумм, распределенных по адресам, и обратный поток — услуги по сбору средств”, — рассказывают почтовики.

Сеть “Почты России” насчитывает 40 000 отделений — вдвое больше, чем у Сбербанка. В ХКФБ радуются техническому переоснащению почты, поскольку не во всех областных городах есть банковские офисы. “Мы рекомендуем своим клиентам оплачивать ежемесячные платежи через отделения "Почты России", которые есть в каждом населенном пункте”, — говорит представитель банка.

Однако называть почту агентом-монополистом пока преждевременно. Банки продолжают принимать платежи и через своих коллег. “У нас нет специального договора с ХКФБ, но мы осуществляем платежи его клиентов в рамках текущей деятельности”, — говорят в Банке Москвы. Между тем ни в одном из банков-агентов не стали уточнять, как изменился объем принимаемых платежей после начала сотрудничества почты с “Русским стандартом” и ХКФБ. При этом сетевые банки полны решимости бороться за агентское вознаграждение. “Мы быстрее проводим расчеты, а информацию о платежах предоставляем партнерам в онлайновом режиме”, — говорит зампред правления ИМПЭКСБАНКа Эльмира Тихонычева. От почты банки получают персонифицированную информацию о состоянии платежей лишь на следующий день.

Тихонычева отмечает, что ее банк развивает сеть специализированных розничных офисов, которые располагаются в деловых, торговых центрах и других местах массового обслуживания. “Люди, ведущие активный образ жизни, часто бывают в таких местах, им будет [здесь] удобно и получать, и погашать кредиты”, — говорит она. “Отношение людей к почте и качество обслуживания там оставляют желать лучшего”, — уверяет представитель другого банка.

В ХКФБ и “Русском стандарте” не раскрывают объем кредитов, погашаемых через почту. Тем временем сотрудничеством с почтой заинтересовались и другие банки. Уже заключены договоры с “Ренессанс Капиталом”, “Центральным ОВК” и “Автомобильным банкирским домом”. ДельтаБанк также не исключает сотрудничества с почтой. Но пока использует другую сеть — около 20% выдаваемых им кредитов погашается через терминалы платежной системы “Элекснет”. А вот Москомприватбанк рассчитывает лишь на собственные силы и выдает кредиты только в тех городах, где есть его филиалы.



Ведомости