07.07.2004

"ЮКОС" раскачали. Чиновники подняли акции компании на 7проц., а индекс РТС - на 0,85проц.



Екатерина Дербилова
Юлия Федоринова
Ирина Резник
Севастьян Козицын

Фондовый рынок уже не знает, каким новостям о “ЮКОСе” следует доверять. Накануне последней даты добровольной выплаты “ЮКОСом” налоговой задолженности на $3,4 млрд акции компании внезапно взлетели в надежде на переговоры с правительством. Впрочем, вскоре генпрокурор Владимир Устинов разрушил эти иллюзии.


“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Его выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP – $12,2 млрд, чистая прибыль – $2,5 млрд. Group Menatep контролирует около 52% акций “ЮКОСа”. Осенью 2003 г. “ЮКОС” завершил сделку по слиянию с “Сибнефтью”, получив 92% ее акций. Но Millhouse Capital в конце 2003 г. потребовала “развода”, а на днях ФСФР аннулировала допэмиссию акций “ЮКОСа”, проводившуюся в рамках сделки, вернув Millhouse Capital 57,5% акций “Сибнефти”.

В конце прошлой недели судебные приставы арестовали все банковские счета “ЮКОСа”, а МНС выставило компании новые налоговые претензии за 2001 г. на 98 млрд руб. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг “ЮКОСа” с ССС до СС, что означает высокую вероятность дефолта компании. В понедельник банки — члены синдиката во главе с Societe Generale (SG) объявили “ЮКОСу” дефолт на $1 млрд. А завтра истекает срок, отведенный “ЮКОСу” для добровольной выплаты долга в бюджет.

Накануне этих событий инвесторы не знают, что и думать, а акции “ЮКОСа” раскачиваются, как на качелях. Фондовый рынок внезапно взбодрило вчерашнее заявление замминистра финансов Сергея Шаталова о том, что “ЮКОС” теоретически может получить отсрочку по налогам, “если подаст заявку в Минфин, которой пока нет”. Через несколько минут после заявления акции “ЮКОСа” на ММВБ подорожали на 22% (до 233 руб.), а в РТС — на 18% (до $7,41), вызвав рост всего фондового рынка.

Впрочем, эйфорию быстро прекратил генеральный прокурор Владимир Устинов, который спустя некоторое время заявил радиостанции “Эхо Москвы”, что акционеры “ЮКОСа” вполне могут позволить себе расплатиться по налоговым претензиям. Причем из его слов следует, что не только за 2000 и 2001 гг., но и за 2002 и 2003 гг. “Есть еще 2002, 2003 гг., — заметил генпрокурор. — Это снежный ком. У этого дела есть начало, но очень сложно увидеть конец”. “Где дивиденды, которые получены акционерами компании? Они огромны, многомиллиардны”, — возмущается генпрокурор. После этого акции “ЮКОСа” подешевели на 4,2%. В результате по итогам вчерашнего дня акции “ЮКОСа” на российских биржах выросли на 7%, а капитализация нефтекомпании по методике биржи РТС прибавила $1,1 млрд до $15,2 млрд.

Финансовый директор компании Брюс Мизамор вчера пытался как мог успокоить инвесторов. Он провел телефонную конференцию и попытался убедить инвесторов, что у компании все еще есть шанс выжить. По его словам, сложная ситуация, в которой оказалась компания, на ее производственной деятельности пока не сказывается. При этом “ЮКОС” обладает $1,3-1,4 млрд, большая часть которых находится на счетах офшоров. Мизамор пообещал, что налоговые отчисления “ЮКОСа” в этом году вырастут только на $1 млрд — с $5 до $6 млрд, а банки не будут требовать дефолта срочно. В свою очередь пресс-секретарь НК “ЮКОС” Александр Шадрин заявил в интервью телеканалу НТВ, что его компания начала переговоры с правительством о возможности предоставления рассрочки в погашении долгов по налогам и снятия ареста с активов. Впрочем, опрошенные “Ведомостями” правительственные чиновники отрицают факт переговоров.

Аналитики уже не верят никаким заверениям. “На фондовом рынке психоз, — категоричен руководитель отдела продаж российским клиентам "НИКойла" Марк Темкин. — Все боятся пропустить любую новость о "ЮКОСе", особенно позитивную”. Темкин говорит, что эти бумаги очень дешевые, сильно недооценены и по-прежнему одни из самых ликвидных на рынке. “Но все понимают, что если последние, самые стойкие миноритарные акционеры решатся избавиться от своих акций, то катастрофического обвала их цен не избежать”, — уверен он.

“Государство в четверг может получить право взять под свой контроль любые активы "ЮКОСа". Нам так и не смогли прояснить, какие это могут быть активы и как идут переговоры с правительством”, — отмечает Рон Смит из “Ренессанс Капитала”. Ему кажется маловероятным, что “ЮКОСу” удастся договориться с правительством о реструктуризации задолженности. С ним согласен Лев Сныков из “НИКойла”, которого пугает неопределенность вокруг “ЮКОСа”. “На основной вопрос, есть ли у компании договоренность с правительством, ответа нет”, — говорит он и замечает, что, если бы на самом деле возможность реструктурировать долг была, “ЮКОС” давно бы ею воспользовался.



Ведомости