07.07.2004

S&P не повысит Россию. Пока правительство не преодолеет паралич из-за "дела "ЮКОСа"



Михаил Оверченко
Севастьян Козицын

Если правительство России еще заинтересовано в повышении суверенного рейтинга страны, ему нужно преодолеть “паралич” в своих рядах и снять политическую напряженность, обострившуюся в том числе из-за атаки на “ЮКОС”. В противном случае даже хорошие экономические показатели не заставят рейтинговое агентство Standard & Poor's признать Россию страной, заслуживающей инвестиционного рейтинга.

Конрад Ройсс, управляющий директор подразделения суверенных рейтингов Standard & Poor's, вчера сделал принципиально новое заявление о перспективе получения Россией инвестиционного рейтинга. “Главный, если не единственный фактор, сдерживающий повышение рейтинга, — это политический риск. Неопределенность вокруг "ЮКОСа" и политики правительства выявляет [высокий] уровень политического риска”, — заявил вчера Ройсс в интервью агентству Reuters после своего выступления на пятой ежегодной конференции “Инвестиции в Россию и страны СНГ”.

В октябре 2003 г. агентство Moody's присвоило России инвестиционный рейтинг — Ваа3, объяснив, что благодаря хорошей экономической ситуации у России в ближайшие 3-5 лет не возникнет проблем с обслуживанием долга. Своего мнения агентство не изменило и после того, как арест Михаила Ходорковского и предъявление “ЮКОСу” налоговых претензий более чем на $3 млрд породили среди бизнесменов и инвесторов сомнения в защищенности прав собственности в России. Рейтинги Standard & Poor's и Fitch Ratings остаются на одну ступень ниже — ВВ-. Эксперты Standard & Poor's и раньше считали политический риск сдерживающим фактором. Но заявление Ройсса фактически ставит возможность получения Россией инвестиционного рейтинга в прямую зависимость от установления в стране политической стабильности и определенности.

“Даже если ситуация с платежным балансом будет и дальше улучшаться, этого может оказаться недостаточно, чтобы перевесить негативное воздействие высоких политических рисков”, — говорит Ройсс. Помимо установления политической стабильности он хотел бы видеть прогресс в банковской, энергетической и административной реформах. Реформа структуры правительства, проведенная сразу после президентских выборов, — “сама по себе вещь положительная, но она до сих пор не дала никаких результатов, которые должна была дать. Такую ситуацию я называю политическим параличом” — так характеризует ситуацию Ройсс.

В Fitch тоже уделяют пристальное внимание анализу политических рисков, хотя, по словам аналитика Эдварда Паркера, они стоят в одном ряду с другими факторами. “Оценка политического риска — это не конкурс красоты, это анализ того, как политика влияет на экономику, и четко разделить эти факторы сложно. В России политические риски могут существенно повлиять на деловой и инвестиционный климат”, — говорит Паркер.

Президент группы компаний “Тройка Диалог” Рубен Варданян отмечает, что решение S&P негативно отразится на планах многих иностранных инвесторов. А стратегический аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов уверен, что они не уйдут из России. “Для них один из самых важных факторов — цена на нефть. Российские власти демонстрируют жесткость по отношению к олигархам, но инвесторы готовы работать даже с откровенными тоталитарными режимами”, — говорит он. Руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов называет заявление Ройсса серьезным разочарованием для рынка: “На повышение рейтинга возлагали надежды и российские, и иностранные игроки. Заявления же агентства — это выражение недоверия правительству”. По его словам, пока правительство Михаила Фрадкова не приняло ни одного конструктивного решения; борьба с ненадежными банками спровоцировала кризис на банковском рынке, а реформа энергетики затормозилась.


ПРЕЖНИЕ ПРОГНОЗЫ

Две недели назад о своей уверенности в том, что до гонца года Россия получит инвестиционный рейтинг от Standard & Poor's, “Ведомостям” говорили начальники отделов анализа развивающихся рынков Merrill Lynch и J. P. Morgan. Впрочем, есть и скептики. В конце июня глава долгового департамента Минфина Сергей Колотухин заявил, что в ближайшее время ожидать присвоения инвестиционного рейтинга со стороны Fitch и Standard & Poor's не стоит. Чиновники Белого дома тогда назвали заявление Колотухина его личным мнением, не отражающим позиции правительства и самого Минфина, которые заинтересованы в скорейшем объединении оценок трех агентств. Получить второй инвестиционный рейтинг для России важно, потому что для многих западных инвестфондов это является непременным условием для работы на нашем рынке.



Ведомости