08.07.2004

Орджоникидзе включает счетчик авиатакси



Борьбу за рынок такси на земле столичные власти проиграли. Несмотря на множество концепций и постановлений о развитии системы городского такси, голосующие на дорогах москвичи упорно выбирают частников с их низкими ценами. Мало того, инициативные граждане активно взялись и за освоение неба - уже сегодня можно заказать частный вертолет или легкий самолет для полетов из Москвы в Петербург или в города Подмосковья. Заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе уверен, что выпускать этот новый рынок в свободный полет недальновидно, мэрия и сама сможет сделать деньги из воздуха. Вчера на заседании правительства Москвы он презентовал концепцию столичной программы развития авиатакси, в которой у городских властей есть весомое преимущество перед частниками: только мэру Москвы под силу пробить отмену запретов полетов над столицей России, что Лужков и намерен сделать в ближайшее время. 

Формула "время - деньги" в реальном наполнении. За час VIP-полета на дачу - от 6 до 11 тысяч евро

Идея наладить между столицей и коттеджными поселками Подмосковья воздушное сообщение родилась у предприимчивого Иосифа Орджоникидзе еще несколько лет назад. Говорят, он давно летает на собственную дачу на вертолете и уверен, что людей, живущих по принципу "время - деньги", в Москве и кроме него немало. Планы заработать деньги в воздушном пространстве ему пришлось отложить после воздушных терактов в Нью-Йорке. Но время скорби и повышенных мер безопасности, решили вчера в мэрии, прошло - сегодня опять надо смотреть не в землю, а в небо.

- Думаю, нам хватит полчаса на решение вопроса об авиатакси? - спросил вчера Лужков докладчика, и Орджоникидзе буквально взлетел на трибуну.

- Из результатов проведенного нами исследования следует, что в настоящее время услуги авиатакси в мире предоставляют более 4000 операторов, большая часть которых является индивидуальными предпринимателями, владеющими 1-2 воздушными судами...

Такой мировой опыт, по мнению Орджоникидзе, порочен: "качество услуг и тарифы частников нередко не соответствуют уровню ожиданий клиентов". Заместитель мэра предпочитает операторов покрупнее (в частности, сразу после него на трибуну поднялся представитель авиакомпании "Атлант-Союз" и горячо одобрил идею). А для этого нужна городская управляющая компания, которая займется отбором претендентов на полеты, - нельзя же позволить летать над Москвой и вокруг нее всем, кто захочет.

По предварительной оценке, емкость рынка услуг авиатакси в Московском регионе составляет более1,5 млрд евро в год. Уже сейчас в Москве и области есть 28 сертифицированных аэродромов, вертодромов и вертолетных площадок и около 50 несертифицированных, которые могут быть использованы для взлета и посадки в режиме деловой авиации. Дополнительно, по мнению докладчика, нужно построить сеть вертодромов вдоль МКАД, рядом с основными выездными трассами из города, в первую очередь с теми, которые ведут в крупные коттеджные поселки.

Выбор клиентуры понятен: авиатакси - услуга не из дешевых. Например, пассажиру эконом-класса 1 час в воздухе обойдется в 150 евро, то есть полет длительностью 15-20 минут по ближнему Подмосковью будет стоит около 35-50 евро. Полет в бизнес-классе обойдется уже 400-600 евро в час. А VIP-пассажиры за это же время должны будут отдать от 6 до 11 тысяч евро. Правда, за такие деньги уже можно присмотреть себе личный подержанный самолетик и нанять личного пилота. Но кто же ему даст разрешение на полеты, а если даст, то за сколько?

"Уже сегодня можно летать над Москвой-рекой"

Впрочем, Иосиф Орджоникидзе доносил информацию до аудитории в таком быстром темпе, что задумываться было некогда, - миллионные цифры проносились за бортом доклада со свистом. Так, на всю программу понадобится примерно 1 миллиард евро частных инвестиций, и, по заверению докладчика, инвесторы уже на взлете. На закупку техники (смотрите перечень предлагаемых к покупке самолетов и вертолетов) надо для начала еще примерно 380 евро, и небо Москвы-Подмосковья будет обжито.

- А почему вы делаете упор на полетах от МКАД в область и мало говорите о возможности полетов над Москвой? - взял слово Лужков. - Самые пробки-то как раз в городе. Если летательные средства будут надежными и безопасными, то они вполне могут летать и над городом. Вон, в Нью-Йорке в день трагедии 11 сентября 3000 частных самолетов летали над городом, а беду принесли как раз рейсовые, международные...

- Да мы не отказываемся от этого, - ответил Орджоникидзе, - просто до сих пор действует запрет полетов над Москвой.

- Решим мы этот вопрос. Уже сегодня можно летать над Москвой-рекой, есть и другие наработки. Правда, товарищ генерал-лейтенант?

- Так точно, - как будто вырос на трибуне представитель Центра управления воздушным транспортом Центрального региона Михаил Кизилов. - Еще два года назад мы подготовили проект "Полеты над Москвой", но после воздушного теракта в Нью-Йорке нам пришлось его отложить. Сейчас мы готовы вернуться к этому вопросу и проработать воздушные коридоры в режиме "ниже нижнего" и над столицей России. Правда, есть одна проблема: в Москве нет системы слежения за авиаперевозками, которые будут происходить на малой высоте, и придется создавать специальный центр управления полетами над Москвой, например, во Внуково. Это же теперь городской аэропорт? (Лужков благосклонно кивнул). Юрий Михайлович, генерал Кизилов доклад окончил.

Больше вопросов не было. Концепцию развития авиатакси решено одобрить и в ближайшее время превратить в полноценную программу. А если поверить в ее реальность так, как поверили члены московского правительства, то уже через год VIP-клиенты пересядут на вертолеты и самолеты, а добираться до рублевских дач на машинах с мигалками будут "только лохи".

- Нельзя упускать время, нельзя, - как заклинание, твердил вчера Орджоникидзе. Он, видимо, знал, что говорил: если вовремя не отсечь от этого рынка летающих частников, они же, не дай бог, начнут демпинговать, как на земле. Кто тогда заплатит 10 тысяч евро за полет от работы до дачи? Правда, кто их готов заплатить сейчас, тоже пока не очень ясно. Орджоникидзе просит ему верить: "Есть такие корпоративные клиенты". Ну, ему в данном случае виднее...

На чем хотят летать

- Самолеты эконом-класса: Ил-103, Б-103, М 101 Т "Гжель"

- Самолеты бизнес-класса: Ан-38-100, Cessna Caravan-675, Beech B 300

- Самолеты VIP: Beech B 350 King Air, Falkon 20 F-5, Challenger 604

- Вертолеты эконом-класса: Ка 226А

- Вертолеты бизнес-класса: R-44 Raven II-Robinson, Eurocopter AS 355N, Ми-34, Ми-171-А

- Вертолеты VIP: R-44 Raven II-VIP-Robinson, Eurocopter AS 355N-VIP, МИ-34 VIP, МИ-171-А VIP

Известия