08.07.2004

"Куда мы денем пассажиров?"



С 1 августа чартеры из "Шереметьево" будут отправляться исключительно по ночам. Руководство аэропорта посчитало, что в период с 7 утра до 11 вечера можно качественно обслуживать только регулярные рейсы. Куда девать пассажиров, авиакомпании не знают. Но "Шереметьево" это не беспокоит: аэропорт не заинтересован в чартерах, поскольку вся дополнительная прибыль от сверхнормативных перевозок уходит государству.

"Шереметьево" преподносит сюрпризы пассажирам и перевозчикам не в первый раз. Но нынешнее решение руководства "МАШ" повергло туррынок в настоящий шок. Если запрет на дневную жизнь чартеров останется в силе, пострадают в первую очередь пассажиры. До 30% клиентов, которых московские турфирмы собирались отправить на отдых в августе, могут остаться за бортом. Для нескольких сотен тысяч человек отпуск может быть сорван из-за нехватки самолетов.

"Куда мы денем пассажиров?"

2 июля ОАО "МАШ" направило в авиакомпании письмо с уведомлением о том, что с 1 августа вступает в действие закрытый интервал для чартерных перевозок с 7:00 до 23:00. Чартерников попросили пересмотреть запланированные рейсы на данный период и оповестить своих заказчиков об изменении планов. И перевозчики, и туроператоры восприняли ограничения, вводимые в разгар сезона, как издевательство. Особенно их порадовало, что Юрий Тимченко, и.о. первого заместителя генерального директора "МАШ", подписавший письмо, в конце своего послания выражает надежду "на взаимопонимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество".

Чартерные рейсы из "Шереметьево" сейчас выполняют около 80 российских авиакомпаний. Но их доля в пассажиропотоке аэропорта составляет всего лишь 5%, а в доходах - и того меньше. У большинства чартерников запланировано на летний период по 100-150 рейсов в месяц. Чтобы перенести их в другой аэропорт, нужно заново переписать все договоры, а месяца, оставшегося до августа, на это не хватит. "Туроператорам сейчас найти самолеты невозможно. Мы физически не в состоянии перенести свои машины в другой аэропорт, а иных бортов фирмы просто не найдут", - возмущается Надежда Савина, коммерческий директор "Континентальных авиалиний". Эта компания только на июль заявила 135 рейсов с вылетом из "Шереметьево", а в августе собиралась увеличить их количество. "Программы сверстаны до октября, все договоры подписаны, депозиты внесены, билеты проданы на определенную глубину. Ну и куда мы денем пассажиров?", - вторит ей Олег Колтунов, заместитель генерального директора "Атлант-Союза".

Помимо всего прочего, интервал, разрешенный для чартерных рейсов, будет составлять всего 8 часов. За это время можно успеть выполнить полеты туда и обратно только на сравнительно близких направлениях. В график 6 часов пути туда и обратно плюс два часа стоянки укладываются только Болгария, Турция, Кипр и Греция. Да и то все чартерные рейсы должны взлететь из Москвы и вернуться обратно одновременно, что практически невозможно. Самолетам, везущим туристов, например, в Египет, Испанию или Тунис, придется, видимо, возвратиться через сутки после вылета. "Даже если предположить, что авиакомпании согласятся на простой, цены на турпакеты из-за удорожания перевозки сразу же вырастут чуть ли не вдвое", - говорит Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур".

По принятой практике IATA, договор перевозчиков с аэропортом подписывается на полгода. То есть, предлагая пересмотреть запланированные рейсы, "МАШ" нарушает контракт. "Складывается впечатление, что чартеры сознательно выдавливаются из "Шереметьево", - считает Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии.

"Шереметьево" объясняет свои нынешние действия нехваткой мощностей для обслуживания крупных регулярных авиакомпаний, прежде всего "Аэрофлота", формирующего половину пассажиропотока аэропорта. "Аэрофлот", кстати, одобряет любые меры администрации, направленные на наведение порядка в аэропорту. "Массовое скопление пассажиров в летний период, усугубляемое вылетом чартеров, мешает крупным перевозчикам обеспечить качественное обслуживание пассажиров на земле", - говорит Ирина Данненберг, начальник пресс-службы национального перевозчика.

По мнению экспертов ИС "БАНКО", причина здесь в другом. Прибыль, получаемая "МАШ" за перевозку сверх объемов, установленных Минтрансом, идет государству, как основному собственнику аэропорта. "Частнособственнические" "Домодедово и "Внуково" относятся к чартерам по-другому. Жесткие меры "Шереметьево" усилят, по мнению экспертов, отток чартерников во "Внуково". Руководство московской мэрии, получившей в прошлом году контроль над этим аэропортом, заявило о намерении увеличить пассажиропоток с 2,7 млн до 5 млн, в основном за счет переманивания чартеров.

"Большинству авиакомпаний будет выгодно перенести во "Внуково" свои чартеры: мы стараемся выстраивать приемлемую тарифную систему и максимально снижать расценки", - говорит Виталий Ванцев, генеральный директор "Внуково".

Заместитель коммерческого директора "Шереметьево" Наталья Ильинская:

- "Шереметьево" не планирует полностью прекращать обслуживание чартерных рейсов. Стратегия аэропорта заключается в том, чтобы сократить количество чартеров до разумных пределов, упорядочить эти перелеты. Руководство "Шереметьево" приняло это решение в первую очередь исходя из стремления обеспечить максимально высокий уровень обслуживания пассажиров. Опыт чартерных рейсов показывает, что зачастую сами авиакомпании не могут спланировать свои объемы и заказывают гораздо больше слотов, нежели реально выполняют. Часто наши чартерные авиакомпании манкируют расписанием, продают билеты на одно время, а самолет реально вылетает позже (или раньше) часа, указанного в билете. Администрация "Шереметьево" разослала в авиакомпании письма с предложениями о корректировке расписания. Речь не идет о принудительном переводе чартеров на ночное расписание, руководство аэропорта намерено находить общее решение проблемы с каждым перевозчиком индивидуально, исходя из строгого соблюдения взаимных интересов.

Известия