08.07.2004

"Советское шампанское" досталось государству. Патентное ведомство решило, что этот товарный знак принадлежит "Союзплодоимпорту"



Роман Кутузов

Вчера патентное ведомство признало правомерность регистрации товарного знака “Советское игристое” за госпредприятием “Союзплодоимпорт”. У производителей шампанского теперь нет оснований отказываться от заключения лицензионных договоров с ФКП. Более того, не исключено, что теперь среди них начнется борьба за эксклюзивное право производить “Советское”.

Весной всем крупным производителям “Советского шампанского” были направлены письма с предложением заключить с ФКП лицензионный договор. Однако не все заводы с этим смирились. Один из крупнейших производителей “Советского шампанского” — Московский комбинат шампанских вин (МКШВ) подал в патентное ведомство возражения на регистрацию этого товарного знака за ФКП. Виноделы настаивали, что “Советское шампанское” давно уже стало видовым понятием (на него даже есть ГОСТ) и поэтому не может служить товарным знаком.

Тем не менее Федеральная служба по интеллектуальной собственности (ФСИС), правопреемница Роспатента, как и в случае с водочными товарными знаками, приняла вчера решение в пользу ФКП. По мнению патентного ведомства, именно ФКП является полноправным правопреемником советского внешнеторгового объединения “Союзплодоимпорт”.

“Теперь придется заключить с ФКП лицензионный договор”, — констатировал вчера гендиректор МКШВ Александр Разуваев. Он отметил, что у комбината остается право опротестовать решение ФСИС в арбитражном суде, но не сказал, собирается ли МКШВ этим правом воспользоваться.

По словам Разуваева, его жалобу в ФСИС поддержали и другие производители шампанского.

Однако некоторые из них вели переговоры с ФКП, не дожидаясь решения патентной службы. Например, по словам генерального директора ФКП Владимира Логинова, его организация уже подписала договоры с пятью заводами шампанского и еще один договор “на подходе”. “Мы, конечно, рады своей победе, но мы не злорадствуем и готовы к конструктивным переговорам с МКШВ”, — говорит Логинов.

Основания для радости у ФКП есть. Учитывая объем производства “Советского шампанского”, который оценивается в 80 млн бутылок в год, а также величину лицензионного платежа (1,1 руб. за 1 л), несложно подсчитать, что ФКП будет получать от производителей около $2,3 млн в год.

“Мы хотим совместно с заводами разработать единый дизайн оформления "Советского", а также добиться стабильно высокого качества”, — говорит Логинов. Кроме того, он пообещал бороться с импортом “Советского шампанского” из других республик бывшего СССР. “Это российская марка”, — убежден он.

Похоже, виноделы смирились с необходимостью заключить договор с ФКП. “Мы уже ведем с ФКП переговоры об этом”, — говорит руководитель пресс-службы компании “Исток” Геннадий Фролов. По его мнению, появление у “Советского” хозяина может сыграть и положительную роль для рынка, особенно если право на производство будет в руках ограниченного количества предприятий. Сейчас, по данным компании “Бизнес Аналитика”, “Советское” в России производят 25 предприятий и еще 16 — в других странах СНГ.

Резкое сокращение количества производителей уже произошло с другой маркой под управлением ФКП — “Столичной”. Поначалу ФКП выдало несколько десятков лицензий на ее производство, но столкнулось с тем, что не может проконтролировать все заводы. В результате в этом году право на производство “Столичной” было передано только одному заводу — ЧЗАП (группа ОСТ, Черноголовка).

“Не исключено, что с "Советским шампанским" они тоже придут к этому, — говорит генеральный директор компании "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин. — Однако другие производители так просто с этой маркой не расстанутся”.

Разуваев пока не опасается остаться без “Советского”. “Один завод не сможет снабдить продукцией всю страну”, — уверен он.



Ведомости