09.07.2004

Продаются двести чисто мнимых самолетов



Представители американской самолетостроительной корпорации Boeing в четверг пообещали заключить до конца года не менее 200 контрактов на поставку 7E7 Dreamliner. Между тем этот самолет существует только на бумаге, а коммерческая его эксплуатация начнется не ранее 2009 года.

Вице-президент Boeing Майк Бэйр утром в четверг по московскому времени выступил с предсказанием: корпорация, заявил он, заключит в течение этого года около двухсот контрактов на поставку 7E7 Dreamliner. Как говорит господин Бэйр, переговоры с более чем двадцатью перевозчиками, желающими купить в общей сложности 100 лайнеров, уже близятся к завершению. Перечислить их вице-президент Boeing отказался, сообщив, что конкретные данные появятся в течение ближайших нескольких недель.

7Е7 (Dreamliner) может вместить от 200 до 250 пассажиров в трех классах: первом, бизнес и эконом. Первые самолеты встанут на крыло в 2008 году. Boeing обещает, что 7Е7 будет потреблять на 20% меньше топлива, чем его основной конкурент – модель А330-200 от европейского производителя Airbus. Кроме того, у 7Е7 будет более высокая крейсерская скорость – на 50–100 км/ч больше, чем у конкурентов, что создаст ему очевидные преимущества на маршрутах большой дальности.

Самое удивительное, что среди заказчиков есть и европейцы: чартерные компании итальянская Blue Panorama и британская First Choice разместят заказы на 10 лайнеров 7Е7 общей стоимостью $1,2 млрд.

Оба перевозчика остановили свой выбор на модификации Boeing 7E7-8, дальность полета которой составляет 15,7 тыс. километров. Это на 4 тыс. километров больше, чем у находящихся в настоящее время в эксплуатации лайнеров аналогичного размера производства Airbus.

Сейчас Blue Panorama и First Choice принимают решение о выборе типа двигателей, которые будут установлены на приобретаемые самолеты. Варианты включают GENX (General Electric Next Generation) производства компании General Electric и Trent 1000 производства компании Rolls-Royce. Подписание контрактов европейских перевозчиков с Boeing ожидается в следующем году, а поставка самолетов – в 2009-м.

До сих пор у 7Е7 было всего два заказчика: новозеландская авиакомпания Air New Zealand (до 8 самолетов) и японская All Nippon – давний клиент корпорации Boeing. Японцы обещали купить целых пятьдесят 7Е7. Партия, которую заказали японцы, будет состоять как из ближнемагистральной версии 7Е7-3, так и дальнемагистральных 7Е7-8. Точное соотношение обоих типов самолетов в заказе не называется. Сумма сделки оценивается в $6 млрд.

Нельзя не отметить, что главный проект Airbus – 550-местный пассажирский А380 – по сути, делается на тех же условиях, что и 7E7, с той только разницей, что заказчиков у европейцев пока больше. По данным самой компании, коммерчески оправданным А380 становится при заказе 250 штук; сейчас у компании контракты всего на 130. Но рискует Airbus меньше, чем Boeing, прежде всего потому, что среди его заказчиков – самые авторитетные авиакомпании: Lufthansa, Singapore Airlines, Международная финансово-лизинговая компания. Такой состав участников почти гарантирует европейцам выполнение их амбициозного плана.

Та же All Nippon вполне могли бы выступить в роли еще одного заказчика А380 для обслуживания рейсов Токио – Осака. Там самолеты с огромной вместимостью чрезвычайно актуальны.

Однако в дело вмешалась политика – в виде прямого давления на японское правительство со стороны американцев, а также макроэкономика: на проект 7Е7 работает несколько крупнейших японских компаний, 35% компонентов этого лайнера делается в Японии, и сворачивание 7Е7 нанесло бы японскому бизнесу серьезнейший удар.

Новые Boeing могут появиться и в России. Как рассказал «Газете.Ru» менеджер по связям с прессой представительства компании Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин, презентация проекта 7Е7 была проведена и в Москве. На нее были приглашены представители авиакомпаний, входящих в первую пятерку на российском рынке, в частности «Аэрофлота». «Первая реакция была положительная. Интерес к самолету есть», – отметил господин Аношкин. По его словам, никаких специальных условий для российских компаний не будет.

Господин Аношкин также отказался уточнить цену, по которой 7Е7 предлагались российским перевозчикам. «Это обычная практика, мы никогда не называем цифр», – заявил он. По каталогу 7Е7 стоит $120 млн. Это на $15 млн меньше, чем цена по прайс-листу основного конкурента нового «Боинга» – европейского Airbus A330-200.

В московском представительстве Airbus «Газете.Ru» рассказали, что пока А330-200 на российском рынке не представлен и прогнозов о его появлении дать не могут.

Газета.RU