09.07.2004

Как утолить жажду с пользой для здоровья



В последние годы россияне пристрастились к соку: он входит в меню каждого человека, который заботится о своем здоровье. Впрочем, покупаемые нами соки и нектары годятся разве что для утоления жажды. Врачи говорят, что по-настоящему полезны только свежевыжатые соки.

Москвичи выпивают по 35 литров соков в год
Отечественный рынок соков достаточно молод. Эксперты Российского союза производителей соков (РСПС) считают датой его рождения 1992 год, когда впервые появилась привычная сегодняшним покупателям картонная упаковка и технология асептической упаковки. До этого времени, по данным Госкомстата, консервная промышленность России производила ежегодно около 550 млн. литров соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Производители не баловали покупателей разнообразием – большую часть рынка составляли яблочные и томатные продукты на основе местного сырья в стеклянных банках (объемом 1 и 3 литра). За прошедшее десятилетие многое изменилось.

Сейчас на рынке представлено большое количество соков, нектаров и сокосодержащих напитков, изготовленных большей частью из импортного сырья (его доля составляет около 80%). По данным компании Business Analytica, средний россиянин в год употребляет около 12 литров соков и нектаров в год. Все россияне (145,2 млн. человек) выпивают в год 1 млрд. 742,4 млн. литров фруктовых напитков. Лидируют по потреблению соков крупные города. Так, средний москвич за год выпивает более 35 литров соков и нектаров, в Санкт-Петербурге эта цифра составляет 30 литров. Эти показатели приближаются к европейским. По различным оценкам, средний европеец за год выпивает 40-60 литров аналогичных напитков.

Отличительной особенностью рынка, по данным РСПС, является отсутствие лидера. Три крупнейших производителя - «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки J7, 100% Gold Premium, «Любимый сад»), ОАО «ЭКЗ 'Лебедянский» («Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Фрустайл») и ЗАО «Мултон» (Rich, Nico, «Добрый») - занимают одинаковые позиции на рынке - по 25,5%. За ними с долей 14% следует «Нидан» («Моя семья», «Да!»). Общий объем рынка достиг 1,8 млрд. долларов при годовом росте 20%.

Однако эксперты компании Business Analytica не согласны с выводами РСПС. По их мнению, лидером продолжает оставаться «Вимм-Билль-Данн» - 29,1% рынка, на втором месте - ОАО «ЭКЗ 'Лебедянский» (27,8%), третье место занимает ЗАО «Мултон» (25,2%), а четвертое - «Нидан» (11,1%).

Что мы пьем
До принятия в 2001 году ГОСТа на соковую и сокосодержащую продукцию на рынке можно было встретить огромное количество продукции низкого качества и подделок под известные бренды. Производители часто называли соком даже то, в чем присутствовало всего 10% сока как такового. В соответствии с ГОСТом многим производителям пришлось не только изменить информацию на упаковках, но и перевести в разряд нектаров и напитков большинство своей продукции, до этого называвшейся «соками». Теперь «соком» производитель может именовать только напиток, состоящий на 100% из чистого натурального сока. Поскольку срок хранения свежевыжатого сока слишком мал, то, чтобы довезти его до потребителя, компании-производители во всем мире используют так называемый «сгущеный сок» или концентрат. Обычно из фруктов и ягод выжимают сок, затем удаляют лишнюю воду. Раньше это делалось путем выпаривания, сегодня для этих целей используются специальные мембраны. Обычно после таких процедур остается не более 1/6 от начального количества сока. После этого полученный концентрат замораживают и перевозят на заводы. Там его восстанавливают водой, добавляют витамины и консерванты, разливают в пачки и отправляют в магазины. Весь вопрос в том, сколько добавили воды, поскольку именно на этом этапе производства многие компании и обманывают потребителя.

Непрозрачные соки и соки с мякотью гораздо полезнее, чем сильно очищенные прозрачные, поскольку они, как правило, не подвергаются фильтрации и поэтому содержат больше фруктовых волокон и заключенного в стенках клеток пектина, благотворно влияющего на пищеварение. По данным Business Analytica, доля соков на рынке составляет 46,8%.

Нектарами называются напитки из натурального сока с добавлением сахара, лимонной или аскорбиновой кислоты и воды (доля собственно сока должна составлять не менее 25-50%). Причем 25% сока может быть лишь в тех случаях, когда напиток готовится из маракуйи, смородины, бананов, папайи, лимонов и лайма, сладких яблок, черной сливы и других ягод и фруктов, сок которых не подходит для употребления в чистом виде. Если нектар готовится из вишни или манго, доля сока не должна быть меньше 35%, в персиковом нектаре сока должно быть не меньше 45%, а для нектаров из айвы, кислых яблок, груш и цитрусовых (кроме лимона и лайма) содержание сока установлено на уровне 50%. Доля нектаров на рынке - 49,3%.

Сокосодержащие напитки относятся, скорее, к освежающим. Сока в них совсем мало - его добавляют лишь для придания вкуса и аромата. В их состав входят вода, натуральные фруктовые ароматизаторы, сахар и вкусовые добавки. Доля таких напитков на рынке минимальна - 3,9%.

Овощные напитки
Овощные соки мало популярны в нашей стране, но так же полезны, как и фруктово-ягодные. Это напитки, состоящие на 100% из натурального сока овощей. Для улучшения вкуса производители добавляют соль, уксус, сахар, пряности, фруктовые кислоты, а также глютаминовую кислоту и ее соли. Овощные нектары - это разбавленные водой смеси на основе овощного сока. Содержание сока овощей в них должно составлять не менее 40%.

Не все соки одинаково полезны
К сожалению, введение ГОСТа не помогло полностью решить проблему появления на рынке некачественной продукции. По данным Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП), в прошлом году эксперты проверили апельсиновый и томатный соки и обнаружили, что 9 из 25 закупленных образцов апельсинового сока не соответствовали заявленному на упаковке определению продукта - 'апельсиновый сок'. У томатных соков ситуация чуть лучше: из 41 исследованной марки лишь 5 оказались ложным томатным соком. Из-за дополнительных ингредиентов у них изменился физико-химический состав, при этом на упаковке никаких отметок не было.

Практически все крупные производители указывают на упаковке, что их продукция «рекомендована Институтом питания РАМН» или «одобрена Минздравом России для детского питания и детских учреждений». Перевод продукции в категорию детского питания позволяет не только повысить лояльность со стороны потребителей, но и снизить уплачиваемые налоги.

Однако врачи советуют быть осторожными даже при покупке 'одобренных' соков. Диетолог Елена Соломатина рассказала ГАЗЕТЕ: «Соки нужно употреблять с оглядкой. Например, у многих людей аллергия на цитрусовые, поэтому соки и нектары из апельсина или мандарина им противопоказаны. Томатный сок не рекомендуется пить тем людям, которые страдают заболеваниями почек и суставов. Полезно пить только свежевыжатый сок. Но если приходится покупать сок в пакетах, то стоит обращать внимание на процентное содержание сока, сахара и красителей. Чем меньше последних двух компонентов, тем лучше'.

Эту точку зрения разделяет и диетолог-терапевт Инна Мединская: «Только в свежевыжатых соках сохраняются в полной мере все витамины и полезные вещества, а любая обработка значительно уменьшает их количество».

'Согласно стандарту о предоставлении информации потребителю, необходимо указывать отличительные качества продукта, например, «восстановленный». Вот этого многие не делают', - пояснили ГАЗЕТЕ в КонФОП. При этом производители не стесняются заменять дорогие ингредиенты на более дешевые составляющие и разбавлять соки водой. На вкусе это практически не отражается, а вот прибыль компаний резко возрастает. «В случае с соками покупатель не знает, что он пьет, - посетовал президент КонФОП Дмитрий Янин. - Выявить нарушения можно только в лабораторных условиях. А штрафовать производителей не представляется возможным из-за неразберихи, возникшей после административной реформы». Наказывать производителя должны мы сами: если сок какой-то марки не понравился, не надо его покупать в следующий раз.

Ценовые ниши
Цена на сок или нектар зависит от многих факторов: от позиционирования самого продукта на рынке, от его качества, от упаковки (в стеклянной таре всегда дороже), от затрат производителей на рекламу. Специалисты компании Business Analytica выделяют на российском рынке пять ценовых сегментов. В низшем ценовом сегменте находятся сокосодержащие напитки «Фрустайл» и «Да!», их стоимость составляет менее 19 рублей. В массовом сегменте («Фруктовый сад», «Любимый сад», «Моя семья», «Добрый») представлены соки и нектары по 19-24 рублей за литр. Продукция стоимостью 24-28 рублей за литр относится к среднему ценовому сегменту (100% Gold Premium, «Тонус»). Соки стоимостью от 28 до 38 рублей за литр эксперты причисляют к сегменту «российский премиум» (J7, Rich, «Я», «Чемпион»). Самый дорогой сегмент рынка – премиум (Rio Grande, Caprice), цена за литр сока - от 38 рублей.

Согласно результатам исследования Business Analytica, российские потребители всем остальным предпочитают апельсиновый и яблочный соки – на них приходится по 16,2% продаж. Вслед за ними идут фруктовые смеси – 9,2%. Немного уступает им по популярности томатный сок – его доля составляет 9%.

Что касается марок, то тут, по мнению экспертов, лидирует «Добрый» (16,9%). На втором месте – J7 (13,6%), третье место занимает «Фруктовый сад» (13,1%), на четвертом расположился «Любимый сад» (9,5%). Пятое место удерживает «Моя семья» (7,8%). Популярность соков из массового сегмента неудивительна. Рост доходов позволил многим россиянам включить в свою потребительскую корзину соки и нектары, но на дорогие соки у них по-прежнему средств не хватает.

Газета