09.07.2004


Выбрать не из кого. Ford думает, как увеличить локализацию производства Focus



Анатолий Темкин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Спустя два года после открытия завода Ford во Всеволожске локализация производства на нем достигла 25%. Через три года этот показатель должен увеличиться вдвое. Эксперты отмечают, что компании будет все труднее находить новых поставщиков, ведь в нашей стране не так много производителей качественных компонентов. А создавать новые производства ради сборки 25 000 автомобилей в год нерентабельно.


Завод Ford Motor во Всеволожске (Ленинградская обл.) мощностью 25 000 автомобилей в год был открыт 9 июля 2002 г. Стоимость проекта – около $150 млн. Сейчас на заводе собираются автомобили Ford Focus. По постановлению российского правительства от 23 апреля 1998 г. “О дополнительных мерах по привлечению инвестиций…” в автопром Ford получил право беспошлинно ввозить импортные комплектующие для сборки автомобилей, но взамен обязался в течение пяти лет довести уровень локализации производства до 50%. Согласно постановлению локализация должна проходить поэтапно и достигать по окончании второго года работы 20%, третьего – 30% и четвертого – 40%.

Как рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь всеволожского завода Ford Екатерина Кулиненко, по состоянию на 8 июля локализация производства достигла 25%. Предприятие уже заключило контракты с 14 отечественными производителями и закупает в России боковое остекление, резиновые коврики и брызговики, жидкость для очистки стекол, бачок стеклоомывателя, кожух приводного ремня газораспределительного механизма двигателя и деталь радиатора, кронштейны кабеля аккумуляторной батареи, небольшие стальные штампованные детали кузова, крышку клеммы аккумулятора, внутренние дверные панели, полки багажника, обивку крыши и некоторые другие части автомобиля. “Для нас представляют интерес местные поставки объемных деталей, транспортирование которых из Европы трудоемко и дорого”, — говорит Кулиненко.

Еще год назад руководство Ford заявляло, что уровень локализации производства достиг 28%. Кулиненко поясняет, что снижение произошло из-за того, что завод в начале нынешнего года вышел на проектную мощность. В результате снизились затраты на единицу продукции.

Эксперты считают, что предприятию Ford будет тяжело наращивать покупки российских комплектующих. Председатель совета управляющих ФПГ “Донинвест” (входящий в ФПГ “ТагАЗ” собирает Hyundai) Михаил Парамонов говорит, что свободных мощностей по производству двигателей в стране нет и в ближайшее время не появится. “При таких объемах производства, как у Ford сейчас, вообще невыгодно производить [для него] комплектующие, — считает Парамонов. — Слишком они отличаются по качеству от компонентов российских машин”.

“Производство во Всеволожске сразу при запуске было локализовано на 10-15% за счет собственного сварочного и окрасочного производства”, — напоминает Игорь Коровкин, руководитель комитета по техническому регулированию Объединения автопроизводителей России. Однако, по мнению Коровкина, сейчас Ford закупает в России незначительные детали, не влияющие серьезно на себестоимость автомобиля. “Для существенного повышения локализации и вывода ее на необходимый уровень в течение трех лет компании нужно организовать здесь собственное штамповочное производство или закупать двигатель и ходовую часть”, — считает Коровкин. По его оценке, доля двигателя в себестоимости машины, подобной Focus, составляет около 25%, а штамповка деталей кузова повысила бы локализацию не менее чем на 10%.

Поставщики также говорят об убыточности производства для Ford. Гендиректор самарской компании “Кинельагропласт” (с апреля 2004 г. поставляет во Всеволожск полимерные части систем вентиляции и отопления) Владимир Каспаров говорит, что убытки от поставок составляют около 150 000 евро. “Для нас сейчас это имиджевый проект, так как мы рассчитываем в будущем стать поставщиками европейских заводов компании, — рассказывает Каспаров. — Тогда мы уже сможем производить миллионы деталей”.

Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев полагает, что Ford имеет смысл покупать сталь для кузова у российских заводов. По его оценке, она составляет около 15% себестоимости машины и при этом дешевле европейской на 10%. Нуштаев напоминает, что некоторые российские сталевары, например “Северсталь”, уже сертифицировали свою продукцию по международной системе качества. В пресс-службе “Северстали” “Ведомостям” сообщили, что компания ведет переговоры с Ford и уже отправила во Всеволожск пробные партии стали.



Ведомости