09.07.2004


КОМКОН RI провел "Кинотест" для "Ночного дозора"



8 июля в кинопрокат выходит художественный фильм "НОЧНОЙ ДОЗОР". Фильм снят по роману Сергея Лукьяненко и является одним из наиболее масштабных российских кинопроектов последнего времени. Кроме беспрецедентной рекламной компании и рекордного для отечественного кинематографа бюджета, "НОЧНОЙ ДОЗОР" интересен ещё одним фактом. Впервые в истории отечественной киноиндустрии создатели фильма опирались не только на свой вкус и творческую интуицию, но и пользовались (на этапе создания киноленты) результатами специального исследования, проведенного компанией КОМКОН RI, который является афилиированным членом международной исследовательской сети Research International и частью WPP.

"Кинотест" - это новый исследовательский продукт КОМКОНа, позволяющий в формате качественного исследования тестировать восприятие кинофильма, когда весь киноматериал уже отснят и "начерно" смонтирован, но впереди ещё окончательный монтаж, озвучание, пост-продакшн, то есть когда по материалам исследования в киноленту ещё можно внести изменения. Исследования такого типа широко распространены в голливудских киностудиях. Они, как правило, проходят в кинотеатрах, где в качестве зрителей выступают специально отобранные респонденты, и все событие превращается в шумную PR акцию. Несмотря на то, что тестирование творческой концепции будущей киноленты до начала съемок у большей части "киношников" вызывает естественное недоверие, почти все современные блокбастеры тестируются представителями целевой аудитории задолго до выхода фильма в прокат. Такие тесты преследуют две основные цели: анализ особенностей восприятия фильма и разработка или тестирование коммуникативной стратегии. Порой по результатам исследования исследователи рекомендуют авторам радикальные меры: наиболее известный пример - тестирование фильма "Fatal Attraction" (Роковое влечение), в результате которого было принято решение изменить финал фильма. Первый вариант финала вызывал у большей части зрителей ярко выраженную негативную реакцию и, по мнению исследователей, мог привести к значительному сокращению аудитории "второй волны" и, соответственно, к существенному уменьшению кассовых сборов. По результатам исследования была доснята новая концовка "Рокового влечения", и фильм стал одним из наиболее успешных голливудских кинопроектов.

Ольга Кияшко, директор качественных исследований КОМКОН RI: "В случае с "Ночным Дозором" необходимости в столь кардинальных изменениях не было. Мы предложили ряд рекомендаций относительно выстраивания коммуникации с потенциальным зрителем и доработки некоторых элементов картины. Результаты исследования использовались создателями фильма при финальном монтаже картины и в процессе ее продвижения.
В настоящее время киноиндустрия переживает период бурного роста. Лидерами отечественного коммерческого кино становятся крупнейшие телевизионные каналы, которые обладают информацией о рынке и достаточными ресурсами для его освоения. Мы рассматриваем тестирование кино как перспективную нишу исследовательского бизнеса. Опираясь на наш опыт в медиа исследованиях, а также на методологическую базу Research International, КОМКОН RI готов к освоению этой ниши. "Кинотест" - один из первых наших шагов в этом направлении

"Кинотест".
Исследование позволяет протестировать особенности зрительского восприятия и привлекательность для аудитории основных составляющих фильма (сюжета, актерского состава, музыкального оформления, спецэффектов, финала и т.д.), а также разработать наиболее эффективные стратегии продвижения картины. Для такого тестирования респонденты отбираются по специальным критериям. Участники исследования, репрезентируя целевую аудиторию фильма по социально-демографическим параметрам, должны обладать достаточно высоким интеллектуальным уровнем и креативностью.
"Кинотест" выходит за рамки обычных групповых дискуссий, поскольку позволяет не только выявлять проблемные точки, но и генерировать новые идеи. Для этого используются креативные технологии и проективные методы, направленные на стимулирование спонтанных реакций и нестандартного мышления участников.