12.07.2004

"В России уже нельзя начинать бизнес с нуля". Rewe Group выходит на российский рынок



АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО
Фото: АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО


Ъ сообщил о создании альянса между одним из крупнейших европейских ритейлеров Rewe Group и холдингом "Марта", владеющим в Москве сетями Spar и "Столица". Подробности этого проекта в интервью корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ Ъ-КАНУННИКОВУ раскрыл глава дивизиона Supermarkets International Rewe Group ШТЕФАН ФАНДЕЛЬ.

       – В чем заключается сделка между Rewe Group и холдингом "Марта"?

       – Учреждено совместное предприятие ООО "Билла", в котором 75% долей принадлежат Rewe, оставшиеся 25% – "Марте". Это структура нашего бизнеса с точки зрения активов, разделения инвестиций (за три-пять лет мы совместно планируем инвестировать в развитие ООО около $500 млн) и прибыли. Оперативная деятельность будет полностью осуществляться нами.

       В дальнейшем для управления недвижимостью мы планируем учредить другое СП, в котором соотношение долей Rewe и "Марты" может быть совершенно иным, чем в "Билле", поскольку активы в виде недвижимости составляют большую часть компании "Марта". Сейчас же ООО "Билла" берет все магазины, принадлежащие "Марте", в аренду на десять лет.

       – Раньше Rewe не создавало СП в странах Восточной Европы. Почему вы не купили "Марту" целиком?

       – Действительно, наша экспансия в Восточную Европу, где мы представлены в восьми странах, раньше подразумевала 100-процентную собственность. Но в России сегодня ситуация для Восточной Европы нетипичная. Во-первых, здесь, в отличие от Польши, Чехии, Словакии середины 90-х, уже очень сильна конкуренция. И уже нельзя начинать бизнес с нуля, надеясь развиться в течение двух-трех лет. Во-вторых, мы убеждены, что наш российский партнер хорошо разбирается в местном рынке, и альянс с ним обеспечит нам быстрый старт.

       – Что вы подразумеваете под "быстрым стартом"?

       – То, что в рамках СП мы сразу получили 20 супермаркетов и определенную долю рынка: холдинг "Марта" входит в пятерку крупнейших сетей супермаркетов в Москве. Подчеркиваю, именно супермаркетов; мы не сравниваем "Марту" с Metro или "Ашаном". В 2004 году розничные продажи магазинов "Марты" составят около $250 млн.

       – У "Марты" кроме Москвы есть два супермаркета в Казани и в перспективе один в Екатеринбурге. Учитываете ли вы в своем "быстром старте" и выход в российские регионы?

       – Когда я говорил "быстрый старт", я имел в виду московский рынок. В среднесрочной перспективе главная задача для нас – расширение сети в Москве до 70-80 магазинов. Казань и другие города мы пока не учитываем, хотя оба партнера едины в том, что в дальнейшем мы будем расширяться в крупнейших городах России.

       – В портфеле Rewe Group более десяти брэндов и, соответственно, розничных форматов. Почему в России вы намерены развивать только Billa?

       – У нас фактически принята стратегия: в Восточной Европе мы развиваемся именно как Billa, в Германии таких магазинов нет. В случае с Россией мы решили быть последовательными.

       – Но в ряде других стран Восточной Европы параллельно с Billa вы развиваете "бюджетный" формат Penny Markt. В России, в первую очередь в регионах, этот формат также востребован: дискаунтерная сеть "Пятерочка" – крупнейший ритейлер России...

       – Действительно, у нас есть практика развития параллельно в одной стране двух брэндов Rewe. Но это вопрос глубоких исследований. Если мы увидим, что наш покупатель в России захочет перейти к другому формату, чем супермаркет, мы рассмотрим такую возможность. Впрочем, я бы не утверждал, что в России так уж популярны дискаунтеры. Та же "Пятерочка" – да, действительно крупная, действительно очень динамичная сеть. Но это по всем параметрам небольшой супермаркет, магазин у дома, по формату более близкий к магазинам "Марты", чем к классическим дискаунтерам.


КоммерсантЪ