12.07.2004

Победили дети и тишина. Критики полюбили фильм Валерия Тодоровского



В Карловых Варах завершился 39-й Международный кинофестиваль. Его победителем стал итальянский фильм "Детская история" Андреа и Антонио Фрацци. "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского получил приз международной критики FIPRESCI. Из Карловых Вар – АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

       Сюжет, разыгравшийся в Карловых Варах, характерен для фестивалей, где нет явных лидеров ни в конкурсе, ни в жюри. Тогда во главе угла оказываются не концепции или харизмы, а чистые эмоции. Итальянская "Детская история" снята в высшей степени профессионально, включая операторскую работу, звуковой монтаж и непосредственную игру 11-летнего Артуро Палиа. Это рассказ о неблагополучных подростках, слоняющихся по улицам Неаполя, пока их не приберет к рукам каморра.

       В фильме нет ничего выдающегося, но он затрагивает чувства, особенно у женщин. Это, судя по всему, и решило дело: в жюри было две актрисы, одна из которых (Флоринда Болкан) большую часть жизни проработала в итальянском кино, а другая (Катарина Фигура) приехала на фестиваль с ребенком и беременна другим. Обе не смогли остаться равнодушными к судьбам итальянских детишек.

       Труднее объяснить, чем заслужил приз за мужскую роль молодой немец Макс Римельт. В фильме "Напола" он сыграл хорошо сложенного, арийской внешности боксера, который становится курсантом элитной нацистской школы. Ни демонизма, ни эротической привлекательности, которые стали эталоном для такого рода ролей, артист не обнаружил, исправно выполняя задания качественной, но бескрылой режиссуры Денниса Ганселя. Уж кто-кто, но Флоринда Болкан, игравшая в "Гибели богов", могла заметить, что этот режиссер не Лукино Висконти, а Макс Римельт не Хельмут Бергер. Контркандидатом на актерский приз был Леонид Ярмольник из "Франкенштейна", действительно сыгравший очень достойно и даже заслуживший сравнение с Даниэлем Отеем. Но в итоге ему не хватило для победы одного голоса жюри.

       Единственный фильм, победа которого была и предсказуема, и заслуженна,– испанский "Леон и Ольвидо". Его постановщик Хавьер Санчес Бермудес награжден за режиссуру, а актриса Марта Ларральде – за лучшую женскую роль. История сестры и брата-дауна, замешанная на хорошем психологическом саспенсе, получила самые высокие оценки в критическом рейтинге, который публиковался в фестивальной газете. Однако жюри критиков выбрало в качестве призера фильм не Хавьера Бермудеса, а Валерия Тодоровского и наградило именно его призом FIPRESCI. Для критиков не стало препятствием то, что смутило некоторых членов главного жюри, не очень врубившихся в сюжет картины и не понявших, каких таких "духов" всюду видит пришедший из "горячей точки" солдат.

       Не слишком повезло российским фильмам и в другой фестивальной программе – "К Востоку от Запада". Здесь присуждался приз Philip Morris в сопровождении €10 тыс. Он достался хорватской ленте "Свидетели" Винко Бресана. Хотя в восточноевропейской селекции из 16 фильмов было 7 русскоязычных и 2-3 из них считались фаворитами. Это прежде всего "Время жатвы" Марины Разбежкиной и "Шиза" Гуки Омаровой. Добавим сюда уже знаменитый "Последний поезд" Алексея Германа-младшего и еще два фильма – "Маленькие люди" казаха Наримана Туребаева и "Ангел на обочине" Светланы Стасенко.

       Одним из самых радикальных как в социальном, так и в эстетическом смысле оказался документальный "Ландшафт" Сергея Лозницы. Спродюсированный в Германии, он снят в глубинке России – в Окуловке, где режиссера чуть не убили за несанкционированную съемку. Между тем он фиксировал на пленку не секретные объекты, а толпу на автобусной остановке, жужжащую о своем житье-бытье, о мужьях-алкоголиках и детях, вернувшихся из Чечни (привет от "Франкенштейна"). Основной язык толпы – матерный, главный мотив – деградация. Так что фильм, хотя и не лишенный монтажных склеек, но смонтированный по принципу круговой панорамы, воспринимается как "один кадр" и явно полемизирует с "Русским ковчегом" Александра Сокурова. Наконец, в документальном конкурсе участвовали "Страсти по Марине" Андрея Осипова – новый фильм любимца Карловарского фестиваля, посвященный судьбе Марины Цветаевой. Но награжден был не он (в категории "Документальный полный метр" приз вообще не присужден), а короткометражка питерца Павла Медведева "Свадьба тишины" – о глухих рабочих завода, отливающих колокол и справляющих свадьбу в гулкой тишине.


КоммерсантЪ