13.07.2004

Сохранность авиабагажа, не обмотанного скотчем, - лотерея



Ассоциация европейских авиаперевозчиков (AEA) опубликовала рейтинг авиакомпаний по частоте потери ими багажа пассажиров. Данные российских авиакомпаний в рейтинге не учитывались. Хотя аэрофлотовские показатели, согласно их расчетам, одни из лучших в Европе. Доля потерянного багажа в компании составляет 9,4% (в "Аэрофлоте" считают не на 1000, а на 10 000 пассажиров). Но рядового пассажира, у которого пропал багаж или сумку "прошманали" недобросовестные грузчики, хорошие рейтинговые показатели не утешают.

Зоркие турки

По данным исследования АЕА, реже всего багаж в первом полугодии пропадал у пассажиров Meridiana Airlines (Италия). Надежно следят за сохранностью багажа в Turkish Airlines, Air Malta и Malev (Венгрия). Самыми же неблагополучными по этому показателю оказались Austrian Airlines (19 потерянных единиц багажа на 1 тыс. пассажиров) и Lufthansa (17).

Турецкий национальный авиаперевозчик считается самым бдительным в Европе на протяжении последних лет. В прошлом году он стал лучшим с результатом 3 потерянных чемодана на 1000 человек. Российских показателей в европейском отчете нет. "Видно, в Европейском комитете гражданской авиации не считают нас европейцами", - отреагировали в "Аэрофлоте". Но аэрофлотовские показатели, согласно расчетам самой компании, одни из лучших на континенте. Доля потерянного багажа в компании составляет 9,4% (в "Аэрофлоте" считают не на 1000, а на 10 000 пассажиров).

"Вы же знаете, что в "Шереметьево" воруют!"

Статистика - дело хорошее. Но учитывая ее результаты, пассажирам не стоит терять бдительности даже на рейсах надежных, с точки зрения сохранности багажа, авиакомпаний. Сотрудники газеты "Известия", вылетающие рейсами "Аэрофлота" за границу, не в первый раз сталкиваются со случаями пропажи багажа. Надо отдать должное "Аэрофлоту": когда у корреспондента "Известий", прилетевшего некоторое время назад в "Шереметьево" из Женевы, пропал чемодан (его по "ошибке" прихватила пассажирка, прилетевшая из Гамбурга), сотрудники "Аэрофлота" смогли убедить "прихватизаторшу" вернуть чужой багаж. Но если же багаж пропадает не совсем, а частично - вернуть потерянные вещи практически невозможно.

Пассажиры, будьте бдительны. Если вы сдаете в багаж не защищенную замочками и не обмотанную скотчем сумку, то вы ввязываетесь в лотерею, где вам никто не гарантирует сохранность ваших вещей. Чемодан журналистки "Известий" Елены Короп, вылетевшей рейсом "Аэрофлота" из "Шереметьево" в Брюссель, обчистили в аэропорту.

"Мой багаж именно обчистили, а не украли: вытащили из сумки ценные вещи и аккуратно ее закрыли. Копались в чемодане с чувством и расстановкой - я одна из первых прошла регистрацию, так что времени на изучение содержимого багажа у московских грузчиков было достаточно. Пакеты и коробочки, в которых находились ценные вещи, остались в сумке, и по каким-то иррациональным соображениям аэропортовские воры не взяли золотой крестик.

Я поплатилась за собственную неосторожность и непредусмотрительность, что мне и объяснили сотрудники компании перевозчика - "Аэрофлота". В брюссельском представительстве авиакомпании искренне удивились моему легкомыслию: "Вы должны знать, что в "Шереметьево-2" воруют". В центральном офисе "Аэрофлота" также посетовали на нерадивость шереметьевских грузчиков".

Однако, как сказали "Известиям" в администрации "Шереметьево", "Аэрофлот" уже давно не пользуется услугами грузчиков аэропорта. "Рейсы "Аэрофлота" в "Шереметьево-2" в целях лучшей сохранности багажа обслуживают грузчики, нанятые на работу самой авиакомпанией", - заявили в пресс-службе "Шереметьево".

Если оставить в стороне разборки между перевозчиком и аэропортом (к слову сказать, никому не пришло в голову, что украсть вещи могли в Брюсселе), эта история представляет поучительный пример полного бесправия пассажиров перед аэропортовскими ворами и покрывающим этих воров законом. В брюссельском представительстве "Аэрофлота" после серии звонков из Москвы ("Известия" попросили перевозчика содействовать возврату украденных вещей) приняли заявление о краже, но сразу предупредили, что шансов вернуть похищенное и даже получить смешную денежную компенсацию ($20 за кг) практически нет. Дело в том, что пропажа обнаружилась в гостинице. К сожалению, такие ситуации не редкость: пассажиры редко трясут одежду и белье у полосы транспортера. Между тем по международному законодательству аэропорт и авиаперевозчик несут ответственность только в том случае, если пропажа вещей обнаружена в здании аэропорта.

В "Аэрофлоте" согласились с тем, что нормальный человек не будет разбирать в аэропорту чемодан ( у компании таких случаев не было), а также с тем, что подобные правила авиаперевозок создают полный простор для действий и безнаказанности аэропортовской мафии.

Пожелавший сохранить анонимность сотрудник "Шереметьево-2" выразил уверенность в том, что местонахождение украденных вещей хорошо известно, так же как имена тех, кто их украл. Тем более что перевозчику была сообщена вся информация - номер рейса SU-231, время вылета - 21.10, 3 июля, номер стойки, через которую проходила регистрация, - восемь. По словам этого сотрудника, пассажиры ночных рейсов чаще всего становятся жертвами воровства - даже если пропажа обнаруживается в здании аэропорта, предпринять что-то оперативно невозможно. Механизм воровства очень прост - грузчики "шерстят" чемодан, руководствуясь профессиональным чутьем, либо их инструктируют девушки, которые просвечивают багаж перед сдачей. Елена сдала чемодан почти за два часа до вылета в Брюссель, тем самым облегчив нерадивым грузчикам задачу.

По данному случаю пропажи вещей будет проведено внутреннее расследование, хотя аэрофлотовцы предупредили, что шансов вернуть похищенное практически нет.

Если пропал багаж

Нужно найти представителя авиакомпании, на самолете которой вы летели, и заполнить специальную форму PIR - Property Irregularity Report. Довольно часто сотрудники авиакомпании знают о том, что ваш багаж потерялся еще до пpилета. Не стоит сразу же настаивать на денежной компенсации морального ущерба. Авиакомпании, согласно законодательству, не обязаны платить возмещение за опоздавший багаж. Тем не менее большинство из них выплачивает одноразовое возмещение пассажирам, которые находятся далеко от дома, что можно расценить как шаг доброй воли. Суммы и форма этих выплат варьируются. Большинство авиакомпаний стараются не выплачивать денег в первые 24 часа. По статистике - в 95% случаев потерянный багаж находится в течение этого времени.

После 14 дней отсутствия багаж считается потерянным, и пассажиру выплачивается компенсация. По Варшавской конвенции обязательная минимальная сумма составляет $22 за килограмм, и перевозчики очень редко платят больше. В случае частичной пропажи вещей из багажа пассажиру на практике очень сложно вернуть свою потерю.

Известия