13.07.2004

Опасные игрушки. Магазин компании "Вашъ финансовый попечитель" вызвал неудовольствие "Детского мира"



Юлия Ярош
Татьяна Романова
Елена Виноградова

Открыв в Москве по просьбе муниципальных властей магазин детских товаров, компания “Вашъ финансовый попечитель” (ВФП) оказалась на грани судебного противостояния с АФК “Система”. ВФП назвала свой магазин “Детским миром”, что категорически не устроило “Систему”, которой принадлежит одноименная торговая сеть.


Компания “Вашъ финансовый попечитель”, созданная в 1992 г., занимается инвестиционной деятельностью, известна участием в акционерных конфликтах на Братском алюминиевом заводе, “Иркутскэнерго”, Николаевском глиноземном заводе, Конверсбанке, Котласском ЦБК, Оленегорском ГОКе и др. В столице ВФП скупал промышленные предприятия и занимался их перепрофилированием. Компании принадлежат торговый центр “Электроника на Пресне”, бизнес-центр на Спартаковской, строящийся развлекательный комплекс “Изумрудный город”. АФК “Система” принадлежит более 70% акций ГК “Детский мир”, около 19% – у московского правительства. Сеть “Детский мир” включает семь магазинов в Москве (в том числе универмаг на Лубянке площадью 54 500 кв. м), филиалы в Орле и Тамбове. Продажи “Детского мира” в 2003 г. составили $68 млн.

“Вашъ финансовый попечитель” в конце июня открыл рядом со своим торговым центром “Электроника на Пресне” магазин “Детский мир на Пресне” площадью около 1500 кв. м. Как стало известно “Ведомостям”, юристы входящей в АФК “Система” группы компаний (ГК) “Детский мир” намерены на этой неделе направить владельцам магазина письмо с требованием снять вывеску на том основании, что права на этот товарный знак принадлежат группе. По словам пресс-секретаря ГК Евгении Дмитриевой, на спорной вывеске помимо словосочетания и шрифтов, зарегистрированных группой, используется “фирменный логотип сети, состоящий из двух букв — "д" и "м", вписанных в окружность”. В случае отказа группа обещает довести дело до суда.

Председатель совета директоров ВФП Василий Бойко говорит, что ему о претензиях “Детского мира” ничего не известно. Его компания не собирается развивать торговлю детскими товарами: по словам Бойко, магазин на Пресне был открыт по просьбе местной управы и префектуры Центрального округа, обеспокоенных отсутствием подобных предприятий в округе. Выбор вывески он объясняет тем, что рядом в течение 25 лет работал магазин “Детский мир”. Сотрудник пресс-службы ЦАО Михаил Беркович подтвердил, что “в префектуре приветствуют сам факт открытия детского магазина”, а что касается позаимствованной марки, то это “дело владельца”.

“Мы не считаем "Детский мир" торговой маркой, если нужно будет доказывать это в суде, будем доказывать”, — говорит Бойко. Но компании, пытавшиеся доказать это раньше, потерпели неудачу.

Группа “Детский мир” зарегистрировала словосочетание “детский мир” в качестве своего товарного знака в 2002 г. Тогда у ГК произошел конфликт с ее бывшим гендиректором Сергеем Киселевым, который, покинув группу, объявил о намерении открывать собственные магазины “Детский мир”. Почти весь прошлый год ГК отстаивала права на марку в Роспатенте. Ее оппонентами помимо Киселева были 35 организаций, имеющих в названии или на вывесках словосочетание “Детский мир”. После того как Роспатент решил дело в пользу “Системы”, компания Киселева — “Розничная сеть”Торговый дом “Детский мир” (РСТД) — отказалась от брэнда.

Гендиректор входящей в ГК компании “Детский мир — Центр” Сергей Кушаков говорит, что группа не будет преследовать лишь тех торговцев игрушками, кто работает под вывеской “Детский мир” на протяжении последних 10 лет. По его оценке, “таких фирм по всей России не больше 50”. Всем остальным право работать под вывеской “Детский мир” группа собирается продавать. Сотрудник юридического отдела компании сообщил, что сейчас определяется стоимость лицензии для использования марки. Как утверждает Кушакова, подобные переговоры об использовании марки “Детский мир” готов вести и с ВФП.

Партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич считает, что в случае судебного разбирательства у “Детского мира” есть все шансы на победу. “Два названия, бесспорно, похожи, — рассуждает юрист. — Покупатель будет считать, что это филиал "Детского мира" на Пресне”. “Это однозначно нарушение права на товарный знак”, — соглашается Владимир Бирюлин, партнер фирмы “Городисский и партнеры”.

Сам знак, по оценке Ариевича, может стоить около $10 млн, а “лицензия обычно обходится от долей процента до 12% от стоимости торговой марки”.

По данным компании “КОМКОН”, рынок детских товаров на протяжении последних лет растет. Например, затраты на покупку одежды для детей в 2003 г. выросли по сравнению с 2002 г. почти на 40% — до $25,3 за одну покупку. А расходы на приобретение игрушек увеличились за три последних года примерно в два раза.



Ведомости