14.07.2004

Притуши вулкан удачи. Депутаты хотят ограничить рекламу игорных заведений



Андрей Панов
Глеб Крампец
Ирина Сафонкина

Начав с рекламы пива, депутаты теперь вознамерились ограничить рекламу игорных заведений, причислив азартные игры к порокам. Участники рынка полагают, что предложенные ограничения рекламы окажутся только на руку мелким компаниям, но ударят по крупным операторам.


По оценке TNS Gallup, сеть игровых залов “Вулкан” (300 залов в России) входила в апреле в топ-100 рекламодателей на телевидении – 93-е место (по соседству с компаниями LG Electronics и Renault), или 0,29% от общего рекламного времени. А по оценке гендиректора компании “ЭСПАР-Аналитик” Андрея Березкина, доля казино и игорных клубов в московской наружной рекламе за первые шесть месяцев 2004 г. составляла примерно 0,5% (в 2003 г. общий объем этого рынка – $220–250 млн).

Группа депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Думы Георгием Боосом предложила поправки в закон о рекламе, резко ограничивающие рекламу игорных заведений, тотализаторов и букмекерских контор. Если закон будет принят, то рекламировать игорные клубы можно будет лишь внутри развлекательных заведений, в специализированных изданиях или с 10 ч вечера до 7 ч утра на телевидении и радио. Также реклама не должна будет создавать впечатления гарантированного выигрыша и даже его высокой вероятности или представлять, что участие в играх или пари имеет значение для достижения успеха.

Действующая редакция закона о рекламе ограничивает лишь рекламу табачных, алкогольных изделий, оружия, лекарств и финансовых услуг. Но в пояснительной записке к законопроекту депутаты называют азартные игры пороком и пишут, что “открытая пропаганда порока, по своим потенциальным вредным последствиям для человека не уступающего влиянию алкоголя и табака, недопустима”.

“Страшно, когда мальчишки начинают играть и втягиваются на всю жизнь, — говорит один из соавторов поправок депутат "Единой России" Павел Медведев. — Игорный бизнес должен быть сконцентрирован в одном месте, куда есть доступ только богатым. Но пока такие изменения не могут пройти через Думу, нужны хоть какие-то ограничения”. Другой “единоросс”, руководитель экспертного совета по игорному бизнесу прошлой Думы Игорь Динес, согласен только с ограничением телерекламы, а вот запрет наружной рекламы называет абсурдом. “Игорный бизнес не создает такой угрозы обществу, как алкоголь и табак, а без наружной и радиорекламы деятельность любого казино будет под вопросом”, — полагает он.

Сами участники рынка также считают предложения депутатов слишком жесткими. “Рекламировать миллионные выигрыши несолидно, и даже меня это раздражает, но почему нужно запрещать чисто имиджевую рекламу?” — возмущается гендиректор клуба “Шатильон” Артем Алексанян. “Мы живем не в Амстердаме, где одно казино, а в Москве, где их сотни, поэтому реклама — необходимое средство распространения информации и конкуренции”, — убежден Кирилл Шатилов, директор по маркетингу компании “Джекпот” (200 залов в Москве и еще 180 по России). По его словам, поправки в нынешнем виде будут на руку мелким компаниям, которые и так не тратятся на рекламу. Это подтверждает и один из соучредителей компании “ЭРА” Александр Фарафанов: “В первую очередь это ударит по "Вулкану" и "Джекпоту", а я и так не даю рекламу — все равно из Бибирева в Братеево клиент не поедет”. А директор по маркетингу Ritzio Entertainment Group (владеет сетью “Вулкан”) Станислав Бартникас говорит, что, прежде чем ограничивать рекламу, нужно принять закон об игорном бизнесе.

Тем не менее компании уже готовятся работать в новых условиях. “Развлекательные комплексы, в состав которых входят казино и залы игровых автоматов, будут рекламировать меню своих ресторанов или репертуар концертных площадок”, — предсказывает Леонид Гарбар, гендиректор центра “Молодая гвардия”. Шатилов говорит, что рекламный бюджет “Джекпота” пойдет на дополнительные выплаты игрокам и весть об этом разнесется через сарафанное радио. “Я не заметил, чтобы действующие ограничения на рекламу спиртного и табака нанесли какой-то ущерб серьезным торговым маркам”, — резюмирует советник президента петербургской корпорации “Конти” Дмитрий Миропольский.

Все опрошенные “Ведомостями” депутаты убеждены, что законопроект будет одобрен. Соавтор поправок, председатель профильного думского комитета Валерий Драганов, рассчитывает, что это произойдет уже в осеннюю сессию.



Ведомости