15.07.2004

Имидж России за рубежом: как отпиарить родину



Многие страны агрессивно занимаются собственной раскруткой. Две самые распространенные цели - привлечение туристов и инвестиций. В России разговоры (на самом высоком уровне) о том, как создавать позитивный образ страны за рубежом, ведутся давно. Но национальной программы по улучшению образа страны пока нет.

В понедельник президент Владимир Путин поставил задачу перед российскими послами, созванными со всего мира в МИД, - противостоять кампании по дискредитации России. Кто эту кампанию ведет - не уточнялось. Однако задание получено. Как выполнять?

"Надо наступать единым фронтом"

- Система росзарубежцентров, до сих пор играющих роль культурных центров за рубежом, исчерпала себя, - делится с "Известиями" президент Центра коммуникативных технологий "PRопаганда" Наталья Мандрова. - Поэтому сейчас перед государством стоит цель: понять, каким образом ему действовать и на какие силы опираться, для того чтобы системно представлять свои интересы за границей.

- Имидж страны формируется из трех составляющих, - продолжает Мандрова. - Это деятельность власти, бизнеса и общества. Чтобы достичь максимальных результатов, надо наступать единым фронтом.

В последнее время государство старается найти подход к неправительственным организациям (НПО). Президент Путин в своем послании к Федеральному собранию подчеркнул необходимость стимулировать развитие гражданского общества. И тем или иным образом подключать некоммерческие организации к созданию позитивного имиджа как внутри страны, так и за рубежом.

МИД оперативно отреагировал на призыв президента. В конце июня министр иностранных дел Сергей Лавров пригласил представителей 48 "ведущих российских" НПО в особняк министерства на Спиридоновке. И предложил им поделиться своими соображениями по поводу перспектив сотрудничества "на таких важных направлениях нашей внешней политики, как обеспечение российских интересов в экономической, социальной, гуманитарной сферах, защита прав соотечественников за рубежом, продвижение достижений российской культуры, русского языка и в целом содействие объективному восприятию образа России за рубежом".

С ходу эта встреча не привела к конкретным результатам: сошлись на том, что "надо регулярно проводить подобные встречи". "Лавров быстрее всех откликнулся на призыв Владимира Путина развивать гражданское общество, собрал НПО и озадачил нас. Будем думать", - говорит "Известиям" сопредседатель "Союза женщин России" Галина Галкина.

Глобальные вызовы и сервис в аэропорту

- Позитивный имидж страны формируется не из слов, - говорит Наталья Мандрова, - надо подкреплять слова делами. Надо научиться отвечать на глобальные вызовы. Среди таких вызовов - СПИД, ДЦП, туберкулез. В России найти деньги на подобные проекты практически невозможно.

Тогда что можно записать стране в актив?

- Есть три основных критерия, которым должна соответствовать страна, чтобы современные западные соседи стали ее уважать, - говорит генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. И называет их: свобода слова, стабильная экономическая ситуация и возможность инакомыслия.

Помимо трех основных есть множество на первый взгляд мелких, но не менее важных факторов: "Это то, как выглядят наши города, сервис в аэропорту "Шереметьево", вернее, его полное отсутствие, поведение водителей на дорогах и людей в метро. Какое это впечатление производит на иностранца?" - задается риторическим вопросом Валерий Хомяков. На этом фоне, считает эксперт, дело может и не дойти до обсуждения таких важных тем, как неудачная кадровая политика в стране, отсутствие реально самостоятельных партий и многих других "пунктиков", которые ну никак не вписываются в евростандарт.

20 лет на улучшение имиджа

По оценкам некоторых экспертов, глобальная кампания по улучшению имиджа страны займет от 3 до 20 лет и потребует от $1 до 1,5 миллиардов в год. Впрочем, по словам политического социолога и председателя совета директоров ЦПК "Никколо М" Игоря Минтусова, такие расчеты делать сложно. "Эти цифры могут колебаться в десятки раз. Сколько будет выделено денег, столько и можно эффективно потратить. В США, например, ежегодно выделяются из бюджета разные суммы на улучшение имиджа страны и отслеживается, куда и как они были потрачены и какие дивиденды получила страна", - говорит Минтусов.

Стереотипы восприятия России западным человеком: плюсы...

- самые красивые женщины
- страна, где можно испытать настоящий экстрим во всем - от путешествий до бизнеса
- русская душевность, на которой, кстати, можно заработать деньги
- возможность обойти закон

...и минусы

- пьянство
- необязательность, неумение ценить свое и чужое время
- низкий уровень безопасности (убьют за 100 рублей)
- низкий уровень сервиса
- в туалетах плохо пахнет
- возможность обойти закон
- тотальное неуважение прав человека
- несвободная пресса
- хамство
- дело "ЮКОСа"

Известия