16.07.2004

Барби в миксере: перемешайте куклу в защиту свободы слова



7 лет назад американский художник и фотограф Том Форсайт (Tom Forsythe) искал объект для нового проекта. Остановился он на Барби, в конечном счёте, сделав фотовыставку из 78 снимков этой куклы. Производитель Барби подал на Форсайта в суд, а закончилось всё это — Национальным Днём "Барби в миксере", назначенным на 27 июля.


Том Форсайт уже помещал Барби в миксер. Теперь то же с ней может сделать любой желающий (фото с сайта illegal-art.org).

Что это ещё за Барби в миксере? Действительно, похоже на дурацкую выходку. Но если разобраться во всех тонкостях этой истории, то становится ясно, сколько всего слилось в этом глупом, казалось бы, проекте: авторские права, юриспруденция, искусство и, наконец, скандал в прессе и весёлое баловство. Именно поэтому будет не лишним рассказать, как было дело.

Серия фотографий, сделанная Форсайтом, получила название "Пищевая цепь Барби" ("Food Chain Barbie"). На снимках кукла была представлена преимущественно в обнажённом виде в окружении кухонной утвари, а то и непосредственно внутри бытовых приборов.

"Для моей новой работы нужен был настоящий символ "тупой потребительщины", а для меня — это Барби, — объяснял художник. — Поэтому я заставил куклу исполнить все роли, какие только можно себе представить, со всеми сопутствующими этой роли предметами".

Разъезжая с выставкой по Юте и Канзас-Сити, Форсайт развивал тему, названную им "Власть Барби, как миф о красоте". Заработал, кстати сказать, несколько тысяч долларов.


Форсайта называют "абсурдистом". В общем-то не зря (фото с сайта news.telegraph.co.uk).

В конце концов, на провокационные работы фотохудожника обратила внимание компания Mattel, выпускающая эту самую Барби аж с 1959 года.

А в августе 1999-го производитель куклы предъявил Форсайту иск, обвинив в незаконном использовании торговой марки и нарушении авторских прав.

Началась пятилетняя судебная тяжба, в ходе которой выяснилось, что позиции Mattel, не раз одерживающей победы в аналогичных спорах, не так уж крепки.

В феврале 2001 года хозяевам Барби не удалось добиться предварительного судебного запрета на демонстрацию работ Форсайта, поскольку адвокаты художника настаивали, что эти работы — пародия и, таким образом, не нарушают закона об авторском праве.


Судя по всему, перемешать куклу 46-летний фотохудожник забыл (фото с сайта illegal-art.org).

В августе того же года суд в Лос-Анджелесе принял решение в пользу ответчика, но не позволил Форсайту получить от Mattel материальную компенсацию. Обе стороны такой вердикт не устраивал, и начались пересуды.

Только в декабре 2003 года суд Девятого округа подтвердил решение в пользу художника и отправил запрос по поводу выплаты компенсации обратно судье в Лос-Анджелес.

Тот, в свою очередь, признал, что "истец втянул ответчика в дорогостоящую тяжбу" и охарактеризовал иск Mattel, как "необоснованный, фривольный и неблагоразумный".

Точку в процессе федеральный судья поставил 30 июня 2004 года, обязав Mattel выплатить Форсайту $1,8 миллиона в качестве компенсации юридических расходов и судебных издержек.

Это было несомненной победой, по случаю которой международное студенческое движение за свободную культуру Free Culture и организовало кампанию в поддержку свободы слова под названием Национальный День "Барби в миксере" ("National Barbie-in-a-Blender Day").


Кстати, сайт художника, на котором были опубликована вся "Пищевая цепь Барби" отчего-то не отзывается (фото с сайта illegal-art.org).

Акция призвана привлечь внимание общественности к следующей проблеме: практически все популярные изображения, символы или краеугольные камни культуры защищены авторским правом крупных корпораций, и "если вы хотите говорить о проблемах с обществом на понятном ему языке символов, вас просто съедят", — развивает мысль Нельсон Павловский (Nelson Pavlovsky) из Free Culture.

Таким образом, в ознаменование победы Тома Форсайта организаторы акции призывают всех желающих создавать и присылать по адресу [email protected] свои работы с непременным участием Барби. Потом лучшие из них попадут в онлайновую галерею.

А как насчёт Кена?

Ну, это зависит о того, чего вы хотите добиться. Например, вы можете подумать, что Кену будет одиноко после того, как Барби перемешают в миксере, и полагать, что он должен сопровождать Барби всю её жизнь.


Да-да, куклы в духовке (фото с сайта beth.typepad.com).

Так что, если вы спросите, могу ли я прислать фотографии Кена в миксере, ответ — да. Мы можем даже сделать специальный раздел, если получим достаточно много Кена.

А что если Барби истечёт кровью?

А вот это — ваше дело. Кое-кто поговаривает, что Mattel скооперировалась с Heinz, поэтому кровь Барби сделана из кетчупа. Другие считают, что у Барби кровь, как кровь, только розовая.

А некоторые эксперты в области анатомии даже предполагают, что неизвестное и, вероятно, инопланетное происхождение Барби подразумевает кровь зелёного цвета, возможно, с флуоресцентным оттенком. Но почти каждый соглашается с тем, что когда вещи становятся в блендере кровавыми, они становятся очень кровавыми.


А это в микроволновке, конечно (фото с сайта news.telegraph.co.uk).

Не может ли перешивание Барби повредить мой миксер?

Честно говоря, мы понятия не имеем. Перемешивание Барби — новая художественная форма, и мы идём по этому новому пути вместе.

Вы просто должны спросить себя, что для вас важнее: свобода слова или хороши перемешанные фрукты. Разумеется, тут есть свои "за" и "против", но мы полагаем, что возможность перемешать Барби перевешивает все риски.

Может быть, лучше Барби нарезать ломтиками в кухонном комбайне?

Это какой-то нереальный вопрос, но мы поняли ход ваших мыслей. Мы также можем по достоинству оценить равномерно сегментированную Барби. Делайте с ней всё, что хотите, наша галерея открывается 27 июля.

MEMBRANA.RU