16.07.2004

Штурм в "Домодедово". "Сибирь" проникла в офис "Энкора"



Илья Хренников

Авиакомпания “Сибирь”, вторая по величине в России, пытается установить контроль над челябинской “Энкор”. Вчера сотрудники “Сибири” проникли в офис “Энкора” в аэропорту “Домодедово”, но перехватить управление предприятием пока не смогли. В “Энкоре” утверждают, что Челябинское авиапредприятие, 54% которого в мае купила “Сибирь”, перестало быть акционером “Энкора” еще в апреле.


“Сибирь” перевезла 3,4 млн пассажиров. Выручка “Сибири” составила около $370 млн, чистая прибыль – $1 млн. 56,8% акций авиакомпании принадлежит первому заместителю гендиректора “Сибири” Наталье Филевой, жене гендиректора компании Владислава Филева, 25,5% – государству. “Энкор” занимает 14-е место в России по числу перевезенных пассажиров (более 474 000 человек в 2003 г.). Выручка “Энкора” в 2003 г. – 1,9 млрд руб. До недавних пор 50,15% паев ООО “Энкор”, зарегистрированного в Домодедове, принадлежало Челябинскому авиапредприятию (ЧАП), а 48,3% – кипрской Colentra Leasing Enterprises Limited. По словам замдиректора “Энкора” Виталия Терещенко, компания эксплуатирует 21 самолет, восемь из которых арендует у ЧАП.

В мае авиакомпания “Сибирь” приобрела около 54% акций ОАО “Челябинское авиапредприятие” у структур челябинского предпринимателя Сергея Яшина, возглавляющего ФГУП “Администрация гражданских аэропортов России”. Но его партнер по бизнесу Евгений Разумов посчитал сделку незаконной, поскольку ему не было предоставлено преимущественного права выкупа акций, сделка прошла без его ведома и согласования с Федеральной антимонопольной службой. Лишь 2 июля, заручившись поддержкой местных властей и судебных приставов, представителям “Сибири” удалось проникнуть на территорию ЧАП и привести к власти нового гендиректора Сергея Солнцева.

Теперь у “Сибири” дошли руки и до эксплуатанта самолетов ЧАП — авиакомпании “Энкор”. Как рассказал “Ведомостям” замдиректора “Энкора” Виталий Терещенко, вчера в офис компании — он находится в здании аэропорта “Домодедово” — проникли представители авиакомпании “Сибирь” в сопровождении охраны и милиции. “Сотрудник милиции заявил: на территории офиса совершается преступление, откройте дверь”, — рассказывает Терещенко. По его словам, когда охранник подчинился и открыл, в помещение проникли работники “Сибири”, в том числе руководитель представительства “Сибири” в аэропорту “Домодедово” Андрей Бояркин и гендиректор “Энкора” (по версии “Сибири”) Евгений Кирсанов. “Мы забаррикадировались в одной из комнат, откуда мы сейчас продолжаем обеспечивать выполнение полетов. Выйти невозможно — за дверью находится охрана противника, еды и воды нет”, — жалуется Терещенко. Тем не менее все 10 рейсов “Энкора” из Москвы, по его словам, вчера были выполнены по расписанию. В представительстве “Сибири” в аэропорту “Домодедово” подтверждают, что Бояркин с охраной действительно наведывался в офис “Энкора”, но все прошло мирно. “Никакого захвата офиса "Энкора" не происходит, — заявил агентству "Интерфакс" новый гендиректор компании Евгений Кирсанов. — Сотрудники пришли на работу, а Терещенко почему-то решил воспрепятствовать их работе”.

Руководитель пресс-службы группы “Ист Лайн” Юлия Мазанова говорит, что аэропорт “Домодедово” сохраняет нейтралитет в этом конфликте. “Мы не можем выступать на чьей-либо стороне, но двери портить не надо”, — замечает она.

Юрист Екатерина Филатова, представляющая интересы Разумова, называет действия “Сибири” незаконными. Она утверждает, что ЧАП давно не является акционером “Энкора”. По ее словам, в апреле 100% паев “Энкора”, принадлежавших ЧАП и кипрской Colentra, перешли к челябинскому ООО “Техпром” (90%) и магнитогорскому ЗАО “Агентство “Тандем” (10%). Она отмечает, что “Агентство НЭК”, близкое к бывшему совладельцу ЧАП Сергею Яшину, пыталось оспорить эту сделку, но пока безуспешно. Между тем в “Сибири” уверены в своей правоте. “Структуры, дружественные акционерам "Сибири", являются добросовестными приобретателями контрольного пакета ЧАП, а "Энкор" — "дочка" ЧАП”, — говорит пресс-секретарь “Сибири” Игорь Волков.

Аналитик ИФК “Метрополь” Денис Нуштаев отмечает, что подобные акционерные конфликты не типичны для авиации. “Но по мере укрупнения авиаперевозчиков борьба обостряется. "Энкор" важен для "Сибири", поскольку позволит увеличить ее объемы перевозок на 0,5 млн человек и получить контроль над новым для себя рынком”, — заключает эксперт.



Ведомости