19.07.2004

Рейтинг качества деловых печатных СМИ России



В этом году выпущен второй релиз данного Рейтинга.

 Согласно результатам данного Рейтинга, наиболее качественным изданием среди газет эксперты назвали "Коммерсантъ". Вместе с "Ведомостями" он значительно опередил стоящие на третьем месте "Известия" и оставил далеко позади прочие издания.

Удивительные и трудно прогнозируемые результаты дала "Российская газета". Ее информативность, по мнению экспертов, вполне сопоставима с информативностью лидеров.

В группе журналов неоспоримым лидером является журнал "Эксперт". В списке всех изданий (газеты и журналы) он находится на втором месте после "Коммерсанта". Однако по показателям индекса качества "Эксперт" и "Коммерсантъ" столь близки, что можно говорить о погрешности восприятия.  Качество журналов "Деньги" и "Власть" эксперты оценили почти одинаково. "Власть" более актуальна, и в ней лучше представлены разные мнения. Но читательские предпочтения все же отданы "Деньгам".

Журнал "Секрет фирмы", занявший четвертую строчку в своей группе, отличается высокой степенью независимости суждений, что позволило ему опередить журнал "Компания".

Близкие по значению индексы получили журналы "Финанс", "Итоги" и "Профиль". При этом "Финанс", являясь более специализированным изданием, победил по характеристикам объективности и достоверности.

Среди узкоспециализированных изданий очевидно неоспоримое лидерство "Финансового директора". Журналы "Искусство управления" и "Экономические стратегии" идут вслед за ним. 

Рейтинг популярности деловых печатных СМИ России
Рейтинг проведен впервые.

Журнал "Карьера" оказался самым популярным среди ежемесячных журналов.

Ежемесячный журнал "Деловые люди" в рейтинге популярности оставил позади пять изданий и сравнился с "Финансом".

Газета "Экономика и жизнь" более популярна, чем "Финансовая газета".

Однако молодой журнал "Финанс", имеющий весьма неплохой индекс качества, уступает в рейтинге популярности журналам "Деньги", "Власть" и другие. Также как и более качественный журнал "Секрет фирмы" уступает в популярности журналам "Компания", "Профиль" и "Итоги".

В группе ежедневных газет лишь "Российская газета" поднялась на строчку выше по сравнению с рейтингом качества, потеснив газету "Газета". Остальные игроки остались на своих местах.

Самый низкий показатель популярности по всему списку дала совсем юная "Промышленная газета", удивившая отдельными показателями в рейтинге качества.

Группа журналов
Лидерство "Эксперта" в группе журналов по всем статьям остается неоспоримым. В списке всех изданий (газеты и журналы) он второй после "Коммерсанта". Однако их показатели индекса качества столь близки, что можно говорить о погрешности восприятия. "Коммерсант", по мнению экспертов, более информативен, актуален и в нем более широко представлены мнения, что естественно для ежедневной газеты, нацеленной на новости. "Эксперт" более объективен и достоверен - качества, которых легче достичь при еженедельном цикле производства, а также при нацеленности на анализ, что естественно для еженедельного журнала. Степень независимости суждений в изданиях оценивается экспертами почти одинаково. То есть, разницу в индексе качества можно списать на частоту выхода, на новости, которыми живут "Коммерсант" и общая для двух изданий аудитория. Именно новости дали предпочтение в восприятии ежедневной газете - прежде всего, в информативности и актуальности.

Качество журналов "Деньги" и "Власть" эксперты оценили почти одинаково. "Власть" более актуальна, и в ней лучше представлены разные мнения. Но предпочтение все же отдано "Деньгам", что позволяет сделать отступление, не свободное от критики. Отличительная особенность журнала, едва ли не главное его конкурентное преимущество, - особое внимание не к общему, а к личному и корыстному интересу читателя. Это, во-первых, предполагает ориентацию на более широкую аудиторию, чем только менеджеры, а, во-вторых, - определенную нацеленность этой аудитории. В частности, нацеленность на личный финансовый успех, на грамотное управление личными средствами. Это стремление возникает тогда, когда есть чем управлять. То есть журнал варится в том социальном бульоне, из которого ждут формирования среднего класса. И очевидный успех издания прямо указывает на то, что этот бульон крепчает. В него еще рано бросать лавры, но пены уже все меньше и меньше. И, судя по высоким оценкам экспертов, ядро аудитории журнала, а еще шире - среднего класса, составляют именно менеджеры, мозговая косточка этого бульона.

Журнал "Секрет фирмы", занявший четвертую строчку в своей группе, отличился высокой степенью независимости суждений, что позволило ему опередить "Компанию". Близкие по значению индексы получили "Финанс", "Итоги" и "Профиль". При этом "Финанс", являясь более специализированным изданием, обязан был побеждать в объективности и достоверности, что и произошло. "Русский фокус" оказался объективнее и достовернее "Профиля", выиграл у него в независимости суждений, но проиграл в информативности и актуальности. Однако, индексы качества у этих четырех изданий столь близки по значению, что любое изменение в их редакционной политике может изменить картину.  

Среди узкоспециализированных изданий очевидно неоспоримое лидерство "Финансового директора". Журналы "Искусство управления" и "Экономические стратегии" идут вслед за ним, последовательно проигрывая по всем характеристикам. Обращает на себя внимание лишь тот факт, что эксперты довольно низко оценили показатель независимости суждений в этих двух изданиях, что не свойственно специализированным журналам, ориентированным на весьма подготовленных читателей. Этот же показатель у "Финансового директора" значительно ближе к показателям лидеров во всех типологических группах изданий.  

Удивительные результаты дали журналы "Карьера" и "Деловые люди". Первый можно считать тематически специализированным. С этой точки зрения он должен конкурировать, скажем, с "Секретом фирмы", который тематически тоже специализирован - на технологиях бизнеса, технологиях успеха. Но разрыв в показателях этих журналов слишком велик, чтобы говорить о какой-то конкуренции. И совсем уж плачевные показатели дал журнал "Деловые люди", относящийся категории универсальных деловых изданий. По показателям качества он должен был бы конкурировать с "Экспертом". Но оценки респондентов оказались крайне суровыми. Даже в информативности журнал опередил лишь узкоспециализированные "Экономические стратегии". Но главное, эксперты фактически отказали изданию в доверии. У него самый низкий показатель независимости суждений в группе журналов, самые низкие показатели объективности и достоверности. Но вот парадокс: в рейтинге популярности в группе ежемесячных журналов "Карьера" и "Деловые люди" стоят на первых двух местах. То есть, эксперты говорят: качество этих журналов низкое, но мы их читаем. 

Оценки, полученные изданиями, Вы можете посмотреть здесь...

Ассоциация менеджеров России

ГИПП