19.07.2004

Runicom не расплатится с ЕБРР. Так как бывший трейдер "Сибнефти" будет ликвидирован



Эндрю Джэк

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), несмотря на победу в суде, может не получить долг в $15 млн с бывшего нефтетрейдера “Сибнефти” — швейцарской Runicom S. A. Эта компания давно лишилась своих активов, а вскоре и вовсе будет ликвидирована. Представители Millhouse винят в коллизии сам банк, так как он не провел должным образом оценку кредитоспособности Runicom.


Runicom S.A., зарегистрированная в Швейцарии, в прошлом была ведущим нефтетрейдером “Сибнефти”. Должником ЕБРР она стала в 1999 г. До финансового кризиса 1998 г. ЕБРР выдал несколько кредитов на общую сумму около $35 млн банку “СБС-Агро”. После кризиса ЕБРР потребовал от разорившегося банка гарантии возврата своих средств и получил, в частности, права требования по кредиту на сумму около $15 млн, который “СБС-Агро” выдал Runicom S.A. Однако никаких денег от Runicom S.A. ЕБРР не получил и в 1999 г. подал иск к трейдеру. Тяжба длилась около трех лет с переменным успехом. Последнюю точку в судебном споре поставил московский арбитражный суд в декабре 2002 г., вынесший решение в пользу ЕБРР.

Евгений Танненбаум, возглавляющий Millhouse, которая управляет активами Романа Абрамовича, в том числе нефтяной компанией “Сибнефть” и футбольным клубом “Челси”, заявил на прошлой неделе, что его группа не собирается отвечать по обязательствам Runicom S. A. перед ЕБРР. По его словам, представители ЕБРР на протяжении последних нескольких недель вели с ним переговоры с целью получить деньги с Runicom. Он прогнозирует, что ЕБРР скорее всего возбудит иски в Швейцарии, чтобы в принудительном порядке взыскать средства с должника. Однако, по словам Танненбаума, у Runicom нет никаких активов и он успел возместить долги “СБС-Агро”, которые тот через своего партнера — банк “Золото-Платина” — в виде ценных бумаг передал ЕБРР, правда, без авторизации.

Танненбаум заявляет, что Runicom S. A. сейчас находится в стадии ликвидации. А акции компании числятся на номинальных держателях, что делает установление истинных владельцев практически невозможным. Некоторые юристы считают, что долги Runicom можно потребовать с топ-менеджеров нефтетрейдера. Танненбаум признает, что генеральный директор “Сибнефти” Евгений Швидлер в 1998 г. был директором Runicom, однако нефтетрейдер “управлялся как независимая компания”. Как говорит Танненбаум, Runicom S. A. сильно пострадал в результате кризиса 1998 г. и по “налоговым соображениям” “Сибнефть” поменяла его на другого нефтетрейдера — Runicom Ltd, зарегистрированного в Гибралтаре.

“ЕБРР принял права требования по кредиту без [проведения] due diligence, — заявляет Танненбаум. — [Банковскому] миру было известно о его растущих проблемах. Runicom S. A. уже не работает, и это не наша проблема”. Танненбаум напоминает, что в свое время решение в пользу ЕБРР было вынесено после того, как он направил в Высший арбитражный суд России письмо с просьбой отменить решения российских арбитражных судов, вынесенные в пользу Runicom S. A. Банк подчеркивал, что это будет способствовать нормализации инвестиционного климата в России. Танненбаум называет этот факт “шокирующим” и характеризует его как попытку оказать политическое давление на суд. В ЕБРР эти обвинения назвали абсурдными, но какие-либо другие комментарии давать отказались. (FT, 16.07.2004, Олег Митяев)



Ведомости