20.07.2004


"36,6" выходит к Неве. Московская сеть открывает свои первые аптеки в Петербурге



Андрей Мусатов
Ирина Сафонкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — “Аптечная сеть 36,6” наконец-то вышла на петербургский рынок. После неудачной попытки поглотить какую-нибудь местную сеть москвичи открывают первые две аптеки самостоятельно. Однако участники петербургского фармрынка рассматривают этот шаг как имиджевый.


“Аптечная сеть 36,6” является владельцем 230 розничных аптечных точек в России. В ее состав входит ЗАО “Верофарм”, объединяющее три предприятия по производству фармпрепаратов. Консолидированные продажи компании в прошлом году составили $147,8 млн, из них $76,3 млн пришлось на аптеки. По оценке участников петербургского аптечного рынка, его объем в 2003 г. составил $200–220 млн, а в этом году он может увеличиться до $250 млн. На долю сетевых аптек в Петербурге, по разным оценкам, приходится 70–90% рынка. Крупными игроками являются сети “Фармакор” (22–25% по оборотам в денежном исчислении), “Первая помощь” (17–18%). Средние и мелкие сети (до 10 точек) занимают около 27%.

Первые две аптеки сети “36,6” появятся в Петербурге в начале августа. Эту информацию подтвердили в департаменте по связям с общественностью компании. По словам собеседника “Ведомостей”, аптеки будут расположены на Суворовском проспекте и 7-й линии Васильевского острова. Представитель сети отказался раскрывать дальнейшие планы, сказав лишь, что до конца года “планируется открыть еще несколько аптек [в Петербурге]”. Евгений Богданов, финансовый директор компании “Фармацея” (управляет сетью “Новая аптека”), оценивает затраты на открытие одной аптеки в $30 000-50 000.

Мария Тиника, гендиректор консалтинговой компании Stanley Estate, утверждает, что весной “36,6” через посредников делали предложение владельцам двух небольших петербургских аптечных сетей, однако покупка не состоялась — стороны не сошлись в цене. И чтобы не терять времени, москвичи решили открываться самостоятельно. “Видимо, компания не видит смысла покупать большие сети, как "Фармакор". При этом они продолжают рассматривать возможность покупки сети”, — рассуждает Тиника.

Опрошенные игроки петербургского фармрынка отрицают то, что московские сети проявляли интерес к местным сетям, а появление двух аптек “36,6” считают скорее имиджевым шагом, чем попыткой серьезного освоения нового региона. “36,6”, видимо, решила обозначить свое присутствие в Петербурге, однако ее влияние на рынок будет минимальным. Поскольку конкуренция в Петербурге выше, население беднее, а наценки ниже — другого логического объяснения я не нахожу“, — считает заместитель гендиректора петербургской сети “Фармакор” Валерий Сивашинский.

С ним согласен коммерческий директор сети аптек “Первая помощь” Сергей Луканин, который считает, что московским сетям вряд ли будут интересны условия на питерском рынке. “В Москве уровень потребления выше и [торговая] наценка составляет около 55%, а у нас [в Петербурге] — на уровне 20-25%, — говорит Луканин. — Им придется бороться с сетями, у которых по 60-80 аптек в сети. Открыть даже половину этих аптек в течение 2-3 лет нереально”.

Но Александр Филиппов, гендиректор московской сети “Ригла”, которая в феврале этого года также открыла две аптеки в Петербурге, не считает этот рынок неинтересным. “Начинать работать в такой конкуренции очень непросто, однако завоевание доли рынка — это вопрос конкурентных преимуществ”, — говорит Филиппов



Ведомости