20.07.2004


Coca-Cola идет на уступки ЕС



Джеймс Кэнтер

Coca-Cola пошла на значительные уступки европейским властям, которые уже несколько лет обвиняют ее в нарушениях антимонопольного законодательства. Последние шесть лет Coke приходилось отбиваться от претензий правительства ЕС, касающихся практики сделок с оптовыми потребителями, такими как гипермаркеты и сети быстрого питания.

Пойдя на уступки, Coca-Cola сможет снять часть разногласий с ЕС и своим главным конкурентом — PepsiCo, которая начала жаловаться на нее регуляторам еще в 1990-х.

До сих пор компания настаивала на том, что при продаже своей продукции в Европе она придерживается установленных здесь правил. Но недавно она предложила, в частности, отменить скидки, предоставляющиеся ритейлорам, которые обеспечивают определенный уровень продаж ее продукции. По словам осведомленного источника, компания также окажется от условия, по которому оптовые продавцы закупают кроме колы другие напитки Coca-Cola, такие как Fanta и Sprite, в обмен на скидки. Компания также позволит конкурентам использовать 20% объема ее холодильников в магазинах и разливать свои напитки из кранов Coke в кафе, сообщил источник.

Пока неизвестно, согласится ли ЕС на предложения Coca-Cola и удовлетворят ли они Pepsi. Разбирательство, очевидно, займет несколько месяцев, хотя европейские регуляторы намерены поставить точку в этом деле до конца года. На прошлой неделе они не смогли прокомментировать предложения Coca-Cola. Представитель компании Джонатан Чендлер сообщил лишь, что диалог с властями продолжается.

Coca-Cola борется против исков о нарушении антимонопольного законодательства в европейских судах с конца 1980-х. Компанию не перестают обвинять в том, что она захватывает полки супермаркетов за счет предоставления им скидок. Власти ЕС и некоторых его членов также протестуют против стратегии Coca-Cola предоставлять магазинам свое фирменное оборудование, в том числе холодильники, автоматы и краны в кафе со своей символикой при условии, что их не будут использовать конкуренты. По некоторым из подобных исков компания уже не раз выплачивала штрафы, но в целом ее стратегия окупалась с лихвой. Сейчас доля Coca-Cola на европейском рынке газированных безалкогольных напитков, по данным британского агентства Canadean, составляет 52%, у Pepsi — всего лишь 9%. Для сравнения, по данным издания Beverage Digest, доли Coca-Cola и Pepsi в этом секторе американского рынка составляют соответственно 44% и 31%.

Тем не менее решение пойти на уступки регуляторам поможет Coca-Cola избежать более крупных штрафов, чем те, что она уже успела заплатить, и введения более жестких правил продаж на всей территории ЕС.

Предложение Coca-Cola, которое распространяется на все страны ЕС, может облегчить задачу европейским регуляторам. В прошлом году они приостановили расследование в отношении компании в нескольких странах и сообщили, что ее будут преследовать только в Германии и, возможно, в Бельгии. Чиновники посчитали, что так им будет легче бороться с Coca-Cola, схемы операций которой в разных странах отличаются друг от друга. (DJ, Кирилл Корюкин)



Ведомости