21.07.2004

Молодежь восхищается олигархами. Они популярнее Путина



Анфиса Воронина

Молодежь относится к предпринимательскому сословию гораздо лучше, чем остальные россияне. Как выяснили социологи ВЦИОМ, 42% граждан “комсомольского возраста” считают своими кумирами успешных предпринимателей и олигархов. В рейтинге популярности деловые люди уступили только поп- и рок-идолам, далеко обогнав Владимира Путина.


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 26–27 июня 2004 г. опросил 1538 человек в 39 регионах (100 населенных пунктов).

Социологи спрашивали россиян, кто, по их мнению, является кумирами современной российской молодежи. Лидерами с большим отрывом стали поп- и рок-звезды, представители золотой молодежи: им готово поклоняться 52% среди 18-24-летних. На третьем месте оказались спортсмены (37%), на четвертом — герои телесериалов (28%), а на пятом — В. Путин (14%). Последнее место (с рейтингом 1%) досталось “революционерам” вроде Павки Корчагина и Эрнесто Че Гевары.

А вот второе место неожиданно заняли “успешные бизнесмены и олигархи”, которые являются кумирами 42% молодых россиян. “Успех, причем желательно быстрый, стал главной ценностью, — объясняет директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов. — Кто, с точки зрения общества, вписывается в эту модель? Молодые бизнесмены и деятели поп-культуры”. Но, объясняет Петухов, это вовсе не значит, что вся молодежь бросится делать деньги.

Директор группы социологических компаний “КОМКОН” Елена Конева считает результаты ВЦИОМ “совершенно очевидными”: героев делают масс-медиа, а истории поп- и рок-звезд занимают больше всего места в массовом информационном поле. “Старая система кумиров разрушена, а новой не создано”, — констатирует она. А популярность бизнесменов она объясняет тем, что стремление к богатству — один из основных мотивов для нового поколения.

Молодые вносят успешных бизнесменов в список своих кумиров на фоне нелюбви общества к крупному бизнесу, которую регулярно фиксируют социологи. Например, “РОМИР Мониторинг” выяснил в июле прошлого года, что отрицательное отношение к крупному бизнесу характерно для 77% россиян. Правда, и тогда молодежь была настроена к крупным предпринимателям куда благожелательнее, чем старшее поколение, — среди 18-24-летних оказалось “всего” 66% недоброжелателей крупного бизнеса.

Свежие данные ВЦИОМ “очень оптимистичны для России — молодежь начинает ориентироваться на состоявшихся людей”, констатирует завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. По его мнению, восторженное отношение к крупным предпринимателям означает, что “молодые готовы сами нести ответственность за свой жизненный путь”.

Появление крупных бизнесменов в списке молодежных кумиров говорит о том, что в глубине души граждане — и не только молодые — относятся к предпринимателям лучше, чем показывают опросы, говорит социолог, пожелавший остаться неназванным. “Это притягательный образ, и многим респондентам хотелось бы жить так, как живут успешные бизнесмены, — объясняет он. — Но поскольку многие считают, что для них это недостижимо, им проще не любить успешных”. О подсознательном уважении к предпринимательству говорит и тот факт, что в конце прошлого года 68% россиян сообщили социологам “РОМИР Мониторинга”, что хотели бы видеть своих детей бизнесменами.

Исполнительный директор РСПП Игорь Юргенс думает, что интерес молодежи к предпринимателям связан с их успешностью. “Как и в рок-звездах, в бизнесменах молодежь ценит качества победителей. Правда, в отличие от первых, олигархи для молодежи немного скучнее”, — говорит он. А продюсер Александр Толмацкий, успешно раскрутивший своего сына — рэпера ДеЦла, уверен, что “все дело в пиаре” и второе место бизнеса — не предел: если бы бизнесмены целенаправленно занялись продвижением своих персон среди молодежи, они с легкостью обошли бы поп- и рок-исполнителей.

Позитивное отношение молодежи к бизнесу не сулит политических дивидендов правым партиям, полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, молодежь готова подражать бизнесменам лишь в вопросах карьеры и зарабатывания денег. “[Основатель "Медиа-Моста" Владимир] Гусинский рассчитывал, что на митинги в защиту НТВ выйдет молодежь, а пришла в основном интеллигенция среднего возраста”, — напоминает он.



Ведомости