23.07.2004

Чиновники обнаружили сговор на региональных рынках моторного топлива



Родион Левинский
Екатерина Дербилова

Рост цен на моторное топливо подвиг Федеральную антимонопольную службу (ФАС) активизировать борьбу с бензоторговцами. Они, по мнению чиновников, нарушают закон о конкуренции. За последний месяц в разных регионах России территориальными управлениями (ТУ) ФАС возбуждено несколько дел в отношении компаний, подозреваемых в ценовом сговоре. Однако практика показывает, что подобными мерами вряд ли удастся справиться с дорожанием нефтепродуктов.


По данным Русского топливного агентства, с начала года в среднем по стране оптовые цены на бензин А-76 увеличились на 30%, на дизтопливо – на 19% и на бензин Аи-92 – на 27%. За это же время в рознице, по данным агентства “Кортес”, А-76 подорожал на 17%, Аи-92 – на 15% и А-95 – на 13%.

Еще в начале июня правительство озаботилось ростом цен на нефтепродукты, и премьер-министр Михаил Фрадков поручил чиновникам изучить проблему. Они это сделали и, как сказали “Ведомостям” в Минпромэнерго и Минфине, никаких экстраординарных мер предлагать не стали в надежде на то, что повышающиеся с 1 августа вывозные пошлины на нефтепродукты автоматически стабилизируют внутренний рынок.

Но антимонопольное ведомство решило действовать. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, служба постоянно наблюдает за социально значимыми рынками, в том числе и за бензиновым. По его словам, за последние месяцы ФАС завела около десятка дел в разных регионах по поводу возможных ценовых сговоров между участниками рынка.

Как правило, дела возбуждаются по признакам нарушения ст. 6 закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, которая запрещает согласованные действия конкурирующих компаний с совокупной долей на рынке определенного товара более 35%, направленные на установление цен.

В начале июня в поле зрения ТУ ФАС по Ставрополью попало 10 операторов местного топливного рынка, в том числе “дочки” “ЛУКОЙЛа”, “ЮКОСа” и “Роснефти”, которые одновременно повысили цены на высокооктановые бензины. Управление признало их действия согласованными и выдало предписание прекратить нарушение и внести в бюджет необоснованно полученную часть прибыли. 30 июля территориальное подразделение ФАС по Астраханской области рассмотрит дело в отношении “Астраханьгазпрома” и “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукта”, которых подозревают в согласованном повышении цен. На прошлой неделе ТУ ФАС по Калининградской области те же претензии предъявило дочерним сбытовым предприятиям “Сургутнефтегаза” и “ЛУКОЙЛа”. Рассмотрение дела назначено на 29 июля. А вчера прошло слушание дела в Ямало-Ненецком округе, где в монопольном манипулировании ценами обвиняются “Роснефть-Ямалнефтепродукт” и “ЛУКОЙЛ-Югра”. В совокупности эти компании контролируют 95% топливного рынка региона. Как рассказал “Ведомостям” руководитель Западно-Сибирского ТУ ФАС Олег Печерин, компаниям было предписано до 10 августа привести розничные цены на бензин “в состязательный уровень” и не допускать впредь “согласованных действий по одновременному повышению или понижению цен на бензин”. Печерин пояснил, что компании не должны устанавливать одинаковые цены на бензин, так как у них разные затраты.

Во всех компаниях — фигурантах дел возможность сговора начисто отрицают. Как сообщила “Ведомостям” юрист “Роснефти-Ставрополье” Ольга Попова, ее компания уже обратилась в суд с требованием отменить решение территориального управления ФАС. Представитель “Роснефти” Дмитрий Пантелеев считает одновременное с “ЛУКОЙЛом” повышение цен на Ямале простым совпадением.

Мнения экспертов насчет того, как государству следует поступать в нынешней ситуации, расходятся. Специалист юридической компании “Объединенные консультанты ФДП” Александр Костин считает, что действия ФАС вряд ли могут изменить ситуацию на рынке. “Ведь коммерсанты в большинстве случаев оспаривают предписания антимонопольщиков в арбитражном суде, — говорит юрист, — и, как показывает практика, чаще всего чиновники проигрывают и все возвращается на круги своя”. А президент Российского топливного союза Сергей Борисов хотя и приветствует действия ФАС в регионах, но тоже считает существующую антимонопольную систему неэффективной и нуждающейся в реформировании.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что монополизм был порожден самим государством, когда при создании нефтяных компаний каждая из них получила свои регионы сбыта. Поэтому государство не должно отказываться от регулирующих функций, а действия ФАС оправданны. Вместе с тем эксперт отмечает наличие объективных причин дорожания бензина: рост нефтяных цен на мировом и внутреннем рынках, инфляция.

Анатолий Голомолзин из ФАС считает, что проблема в отсутствии у государства механизмов воздействия на участников рынка. По его мнению, существующий механизм в большей степени имеет фискальный характер и в меньшей — регулирующий. Чиновник ФАС предлагает устанавливать пошлины на нефтепродукты, основываясь на сезонности. Он считает, что, хотя его служба и способна повлиять на ситуацию, нужны более серьезные санкции к монополистам — вплоть до уголовной ответственности.



Ведомости