26.07.2004

В Ростове-на-Дону продают товарные знаки



Департамент маркетинга российского производителя алкогольных напитков начинает новый вид деятельности: создание торговых марок «под ключ». Основной этап создания ТМ – создание имени. Первыми на продажу выставлены наименования, разработанные для водок, пива и джина. Одно название разработано для сети быстрого питания. Все словесные товарные знаки зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством, сообщает Vodka.com.ua

«Uno momento» - 42 класс
Линейка «Артика» - «Артика хрусталь», «Артика серебряная», «Артика серебро» – 33,42 классы
«Высокий стиль» - 33,42 классы
«Золотой осетр» - 33 класс
«Калёна» - 33,42 классы
«Командор Беринг» - 33,35,42 классы
«Питкая» - 33 класс
«Старая роща» - 33,35,42 классы

Ростовские бизнесмены пытаются осваивать брендинг, переманивая специалистов из Москвы и выращивая своих. Есть даже первая попытка создания агентства, где предлагают «бренд под ключ».

Среди товаров массового потребления известных торговых марок из Ростова — единицы. В основном это продукты крупных ростовских производителей. И это не удивительно. Мелкий и средний бизнес создает свои торговые марки «на коленке», придумывая новые рекламные кампании за чашкой кофе, в кругу друзей.

Бренд - это впечатление, которое дается о товаре в умах покупате­лей. От его качества зависит сбыт. В головах у большинства потребителей есть те или иные мировые бренды, на­пример «Пепси-Кола», «Мерседес». Брендинг — это работа над созда­нием впечатления, которое будет ис­пытывать покупатель от товара.

Ежегодно «Город N» составля­ет рейтинг самых известных торговых марок (брендов) ростовских произво­дителей. Среди производителей мас­совых товаров в числе лидеров, по мнению экспертов, участвующих в опросе N, одежда «Глории Джине», водки компании «Регата», сигареты «Донской Табак» и масло «Золотая семечка» корпорации «Юг Руси». Созданием новых товаров и сопро­вождением уже существующих тор­говых марок на этих предприятиях занимаются сотрудники маркетин­гового отдела — бренд-менеджеры. Они определяют, каким будет товар, как он будет выглядеть и называться, затем занимаются его продвижением и работают с дистрибьюторами. Исключением является холдинг «Юг Руси». Здесь используется классическая для Ростова схема создания новых това­ров, когда функцию бренд-менеджера берет на себя руководитель. Подоб­ным образом поступает большинство ростовских компаний: по их мнению это дешево и надежно. По мнению экспертов в этом случаи важно чтобы руководитель в первую очередь при­слушивался к покупателю, а не искал то, что нравится ему. Негативный момент в этой схеме — постоянная занятость главы фирмы. Некоторые ростовские бренды, например «Золотая семечка», «Глория Джинс», «Ореол», занимают лидирующие позиции на российском рынке в своих товарных линиях.

«Папы и мамы» водки, сигарет, лаков Обычно на должность бренд-менеджера берут специалиста, имеющего опыт работы в торговле и на производстве. По мнению кадровых агентств, ростов­ские предприятия предпочитают иногородних работников из развитых промышленных городов, где они могли набраться опыта, — Москвы, Екате­ринбурга, Новосибирска, Санкт-Пе­тербурга. В Ростов они попадают в результате хэд-хантинга. Зарплата такого гостя — 2-4 тысячи долларов плюс машина, квартира. Иногородние специалисты есть в компании «Глория Джине» и на заводе «Эмпилс». Для «Эмпилса» последнее кадровое назначение — новый бренд-менеджер самой известной торговой марки «Ореол». Специалист из столицы был приглашен для того, чтобы увеличить сбыт. Долгое время «Ореол» - первая лакокрасочная марка страны пришедшая на смену одноликим ПФ, - оли­цетворял прочность и долговечность. Новый бренд-менеджер изменил главную идею «Ореола». — Люди уже не смотрят на ре­монт и покраску как на инвестиции в будущее, т. е. фактор долговеч­ности важен, но он отходит на вто­рой план, — объясняет изменения бренд-менеджер «Ореола» Дмитрий Алтухов. — На первое место выходит потребность улучшения окружающих условий — создание уюта. Измене­ния общей идеи повлекли за собой смену этикетки и дизайна. На банке с краской можно найти подробную инструкцию, как покрасить тот или иной предмет. Однако опыт и высокий доход не гарантируют эффективности ра­боты. Только для вхождения в тему специалисту по торговым маркам может понадобиться около полугода. Были случаи, когда знаменитостей приходилось подучивать у местных знатоков брендинга, которых, кстати, по пальцам можно пересчитать. В основном это выходцы из маркетин­гового отдела компании «Регата». Эта фирма первой взялась за воспитание собственных бренд-менеджеров. - При разработке первых брендов наша работа строилась следующим образом, - рассказывает Сергей Ткаченко, - менеджер по развитию водочного завода «Южная Столица», принимавший непосред­ственное участие в создании таких уже известных сейчас водочных брендов, как «Казачий хутор» и «Белая берез­ка». — Сначала объявлялся конкурс на самое лучшее решение. Каждый специалист отдела маркетинга про­думывал идею новой водки: что это будет за товар, как будет называться, как выглядеть, какая у него будет цена, кто будет потребителем этого продукта, что этот потребитель будет чувствовать. Я уже не говорю о том, что перед разработкой нового про­дукта каждый бренд-менеджер должен хорошо изучить рынок. Далее разные варианты проходят обкатку с помощью потребительских фокус-групп, опро­сов, анкет, тестов. В результате выби­рается наиболее интересный вариант. Далее бренд-менеджер выигравшего варианта участвует во всем, что ка­сается создания пилотной партии то­вара, — от ингредиентов до качества этикеточной бумаги. Очень важны для бренд-менеджера первые продажи. Например, мало кто верил в «Белую березку», однако с самого начала этот бренд начал продавать сам себя, даже без продвижения. Вторая часть работы - это уже последующее продвижение, промо- и рекламные акции, общение с продавцами и покупателями в целях коррекции позиции торговой марки на рынке. На каждый бренд специалисты «Регаты» тратили от полугода до двух лет. На то, чтобы воспитать соб­ственного бренд-менеджера, может уйти более 2 лет, нужно тратиться на участие в дорогостоящих семинарах с участием крупных западных и мос­ковских бренд-менеджеров. При этом нет гарантии, что выученный юнец не отправится зарабатывать в другую компанию.

На «Донском Табаке» в качестве бренд-менеджеров также работают соб­ственные воспитанники, всего 3 сотруд­ника. По словам руководителя отдела потребительского маркетинга Игоря Неговоры, специалисты трудятся на предприятии уже 5-6 лет. Раньше они занимали разнообразные должности в маркетинговом отделе. Два года назад их пригласили на новые должности бренд-менеджеров, которые были от­крыты в связи с повысившейся конку­ренцией на рынке. Плоды их творчества сигареты Asmoloff, «Навигатор», обновление сигарет семейства «Наша Марка». В основе работы лежит изучение рынка и потребителя.

Для большинства предприятий бренд-менеджер — слишком дорогое удовольствие. Во-первых, у многих нет даже маркетингового отдела, во-вторых, когда фирма производит всего один товар, бывает достаточно коллективных усилий. Типичный пример – компания «Молодец», занимающаяся выпуском марки «Хлебцы-молодцы», где координаторские функции специалиста по бренду исполняет руководитель фирмы. Вместе с ним каждый из работников, отвечающий за ту или иную часть производственного или торгового процесса, создает свою часть бренда. Например, менеджер по продажам продумывает логистику и следит за конкурентами, технолог раз­рабатывает качественные характерис­тики продукта, рекламист обдумывает все, что касается продвижения. До по­следнего времени фирма производила всего один продукт — хлебцы. С са­мого начала специалисты столкнулись с интересной проблемой: в стране не было культуры потребления хлебцев, ни одна фирма их не рекламировала. С одной стороны, это хорошо, рынок свободен, с другой — вместе с хлебца­ми пришлось пропагандировать здоро­вый образ жизни, печатать в женских журналах просветительские статьи. В результате за короткое время удалось в несколько раз увеличить сбыт. Однако при расширении ассортимента и по­явлении новых товаров коллективная творческая работа уже не приносит прежних результатов.

Например, для компании «Аква-Дон» отсутствие специалистов, занимающихся торговыми марками, стало причиной появления, по их словам, «сырых брендов».

— В создании «Аксиньи» большая заслуга нашего технолога, обладающего знаниями в области вкусовых и лечебных свойств воды, считают в маркетинговом отделе «Аква-Дон». — Бренд «Аксинья» создавался давно, когда еще никто понятия не имел, кто такой бренд-менеджер, и у всех, кто над ним работал, было очень много энтузиазма. Более молодые бренды — «Иверская» и «Наша марка» — еще сыроваты. И связано это с тем, что у нас нет бренд-менеджера, а маркетинговый отдел очень загружен.

Многие ростовские предпри­ниматели, опрошенные N, полагали, что бренд-менеджер — это человек, который следит за остатками товара на складе, решает, какой товар надо докупить, а какой продать со скид­кой. Иногда под бренд-менеджером подразумевают мерчендайзера, тор­гового представителя, начальника отдела оптовых продаж. Чаще всего выполнять функции бренд-менеджера руководители поручают менеджеру по рекламе, подразумевая под брендом создание этикетки и организацию рекламной кампании.

— Это только часть того, что должно называться брендом, обычно такая работа проводится без учета ситуации на рынке, — считает Алиса Гордеева, руководитель агентства «БрендХаус».

Подобное брендбилдинговое агенство – пока что первое в Ростове, профессионально занимающееся брендами под ключ. Разработка бренда, по словам г-жи Гордеевой, происходит по технологиям, при­меняющимся в Европе и США. Над каждым заказом работает группа, приглашенная для реализации конкретного проекта: руководитель проекта, арт-директор, дизайнеры, копирайтеры, аналитики, маркетоло­ги. Обычно это около 10-15 человек. Стоимость нематериальной части обычно колеблется от 3 до 20 тысяч евро. Стоимость дальнейшего про­движения индивидуальна.

Были случаи, — рассказы­вает руководитель агентства «Бренд-Хаус», — когда затраты на создание бренда окупались за полгода. Однако пока спрос на подобные услуги только формируется. У нас нет ни культуры предложения бренда, ни культуры потребления. Доля специализированных фирм, занятых созданием брендов, в России крайне мала, в результате коммерческий успех той или иной марки на рынке становится делом случая. А доморощенное производство бренда обходится компаниям значительно дороже, — полагает г-жа Гордеева.

Новости гуманитарных технологий