26.07.2004

Полет в тупик. Авиакомпании-дискаунтеры исчерпали возможности роста



Кейт Джонсон

Авиакомпании-дискаунтеры оказались в сложном положении. Конкуренция возрастает, а цены на билеты падают быстрее, чем им удается сократить расходы. Компании, стратегией которых до сих пор был отказ от всех дополнительных услуг, все чаще принимают необычное для них решение: начинают предоставлять пассажирам дополнительные услуги.

Наиболее известные дискаунтеры, американская SouthWest и ирландская Ryanair, достигли впечатляющего успеха, сократив до минимума сервис для пассажиров. Это позволило им понизить цены и занять существенную часть рынка пассажирских перевозок.

Но в последнее время эта успешная модель начала давать сбой. До последнего времени европейские компании-дискаунтеры, а их уже почти 50, конкурировали с национальными авиакомпаниями-тяжеловесами. Теперь борьба началась между своими.

В то же время некоторые “традиционные” авиакомпании тоже пошли на сокращение расходов, что дало им возможность успешно конкурировать с низкобюджетными перевозчиками. Например, новый слоган испанской авиакомпании-тяжеловеса Iberia “Вы выбрали лучшую цену” показывает, что борьба с дискаунтерами идет на их поле.

Традиционные авиакомпании, снизившие цены на внутренние рейсы, смогли сохранить часть предоставляемых услуг. Это может отрицательно сказаться на прибылях Ryanair и ее британского конкурента EasyJet. Только в этом году примерно шесть авиакомпаний-дискаунтеров стали банкротами.

Авиакомпании-дискаунтеры понимают, что огромное преимущество в цене, которого они достигли, стремительно исчезает. Некоторые из них уже начали предлагать дополнительные услуги. EasyJet подумывает о создании системы бонусов постоянным клиентам. TravelLite, бывшая чартерная авиакомпания, предлагает изысканные обеды. Третья по величине европейская авиакомпания-дискаунтер Air Berlin стала продавать билеты с местами, кормить, раздавать бесплатные газеты и ввела бонусы для постоянных клиентов.

Но, несмотря на обилие пассажиров, авиакомпании-дискаунтеры не успевают сократить расходы быстрее, чем падают цены на билеты. Авиакомпании-тяжеловесы возвращают своих клиентов, которые готовы немного переплатить за дополнительный сервис. Граница между системой no frills (“никаких излишеств”) и “полный сервис” смывается.

Управляющий директор британской FlyBe Джим Френч считает, что потребители ожидают большего от сложившегося рынка и авиакомпаниям необходимо разработать новые отличительные черты для борьбы с конкурентами.

Более гибкий подход к системе авиаперевозок пришел в Европу позже, чем в США. Европейские компании не сразу обратили внимание на успех Southwest. Сейчас Swiss Air и Iberia начали взимать плату за еду на внутренних европейских рейсах. Germanwings стала предоставлять пассажирам скидки в отелях и торговых центрах. Air Berlin помимо бесплатной еды помогает найти подходящий рейс и, если пассажиру необходимо сделать пересадку, использует свои договоренности с другими авиакомпаниями.

Новая стратегия может оказаться рискованной затеей. Ryanair стала одной из самых прибыльных авиакомпаний в мире не из-за повышения цен на билеты, а благодаря беспрестанному сокращению расходов. Дополнительные услуги в целом повышают расходы, и нет никакой гарантии, что в условиях жесткой борьбы за рынок новые “излишества” не приведут к повышению цен. (WSJ, 23.07.2004, Николай Борисов)



Ведомости