26.07.2004

Sibir Energy обратилась в суд, чтобы вернуть долю в "Сибнефть-Югре"



Александр Тутушкин
Родион Левинский

Британская Sibir Energy решила в суде оспорить увеличение капитала ООО “Сибнефть-Югра”, в результате которого ее доля размылась до менее чем 1%. В компании утверждают, что ее партнер по СП — “Сибнефть” — провел эмиссию незаконно. Но в “Сибнефти” отвечают, что не только поставили партнера в известность, но и заплатили ему компенсацию.


Sibir Energy и “Сибнефть” на паритетных началах создали ООО “Сибнефть-Югра” в 2000 г. Британская компания внесла в него 99,34% акций “Югранефти”, которой принадлежат три нефтяных месторождения в ХМАО с общими запасами 180 млн т. А “Сибнефть” получила статус оператора проекта и обязалась инвестировать в разработку месторождений. За прошлый год предприятие добыло 650 000 т нефти. Sibir Energy внесла 50% в этом СП в Московскую нефтегазовую компанию (МНГК), где ей принадлежат 45% акций, а остальные контролируются правительством Москвы. Президентом МНГК и крупнейшим акционером Sibir Energy (43%) является Шалва Чигиринский.

Еще весной этого года Sibir Energy объявила, что ее доля в “Сибнефть-Югре” снизилась до менее 1% в результате проведенной ООО допэмиссии долей. Детали произошедшего не были известны. Но на прошлой неделе “Сибнефть” опубликовала отчет по GAAP, из которого следует, что доля Sibir Energy в “Сибнефть-Югре” размылась еще в 2002 г. и теперь 99% СП контролирует “Сибнефть”.

Пресс-секретарь “Сибнефти” Алексей Фирсов утверждает, что соглашение с Шалвой Чигиринским изначально предусматривало увеличение доли его компании в “Сибнефть-Югре”, что и произошло два года назад. Фирсов поясняет, что на изменение соотношения долей повлиял тот факт, что “абсолютно все финансовые затраты по проекту несла “Сибнефть”. “Доля наших партнеров была сокращена совершенно легитимно и с их согласия, — говорит он. — Поскольку места в совете директоров на тот момент были разделены поровну”. Представитель “Сибнефти” также рассказывает, что за увеличение своей доли в “Сибнефть-Югре” компания выплатила партнерам некую сумму, назвать которую он отказался.

Однако Чигиринский категорически отрицает существование каких-либо договоренностей о снижении доли Sibir Energy в СП и получение его компанией денежной компенсации. “То, что произошло, — это элементарное воровство, — говорит он. — Мы будем отстаивать свои права на всех фронтах и, если надо, дойдем до президента”. По версии Чигиринского, за решение об увеличении капитала “Сибнефть-Югры” от имени Sibir Energy проголосовал гендиректор СП Андрей Матевосов, который не имел на это полномочий. В то время Матевосов также занимал пост вице-президента “Сибнефти”, а теперь возглавляет ее основную добывающую “дочку” — “Ноябрьскнефтегаз”.

Главный управляющий директор Sibir Energy Генри Камерон сказал “Ведомостям”, что его компания уже получила заключение юристов, в котором констатируется незаконность действий “Сибнефти”. По его словам, примерно три недели назад компания подала соответствующие иски в арбитражные суды Москвы и Ханты-Мансийского округа. Даты слушаний еще не назначены.

“Если у голосующего лица не было доверенности, то суд признает недействительным и решение совета директоров или собрания учредителей общества, и, соответственно, последующие сделки”, — говорит юрист “Объединенных консультантов ФДП” Александр Костин. Он также отмечает, что манипуляции с уставным капиталом в ООО облегчены тем, что они не связаны с регистрацией выпусков акций в ФКЦБ.



Ведомости