27.07.2004

Нашли заказчика. Генпрокуратура обвинила Невзлина в организации убийств



Алексей Никольский

Впервые в российской истории крупного бизнесмена и обладателя многомиллионного состояния обвинили в причастности к убийствам. Именно по такому обвинению Басманный суд санкционировал арест совладельца “ЮКОСа” Леонида Невзлина. Однако и это вряд ли поможет правоохранительным органам добиться его выдачи у Израиля.



Близкий соратник Михаила Ходорковского Леонид Невзлин год назад являлся совладельцем Group Menatep, которой принадлежит более 44% акций НК “ЮКОС”. Его доля составляла 8%. В прошлом году Невзлин покинул Россию и получил гражданство Израиля. С января этого года находится в розыске по обвинению в неуплате подоходного налога на сумму 26,7 млн руб. и присвоении акций “дочек” ОАО ВНК в 1998 г.

Как сообщил “Ведомостям” сотрудник управления информации Генпрокуратуры, Басманный суд вынес в пятницу постановление о взятии Леонида Невзлина под стражу на основе новых обвинений в организации убийства и покушений на убийства (ст. 30 ч. 3, ст. 33 ч. 3 и ст. 105 Уголовного кодекса России). По мнению следствия, Невзлин “давал прямые указания” начальнику отдела внутренней и экономической безопасности “ЮКОСа” Алексею Пичугину убить сотрудника ЗАО “Роспром” Владимира Колесова в июле 1998 г. и начальника управления общественных связей правительства Москвы Ольгу Костину. Оба живы. Как говорят в Генпрокуратуре, убить Колесова помешали прохожие, а Костина “чудом уцелела”. Кроме того, следователи считают, что весной 1999 г. Невзлин и Пичугин организовали покушение на управляющего компании East Pet-roleum Евгения Рыбина.

И, наконец, Невзлину предъявлено обвинение в организации убийства супругов Гориных в 2002 г.: следствие считает их организаторами покушений на Костину, Колесова и Рыбина. Но тела Гориных не найдены. Сам Леонид Невзлин на днях пожаловался генпрокурору Владимиру Устинову на шантаж и вымогательство со стороны Рыбина. Источник в Генпрокуратуре сообщил, что заявление Невзлина от 21 июля получено, но о реакции на него умолчал.

Бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Николай Волков, расследовавший “дело “Аэрофлота”, говорит, что правоохранительные органы и раньше подозревали некоторых крупных предпринимателей в “элементарной уголовщине”. Но он не помнит, чтобы бизнесменам такого масштаба, как Невзлин, предъявляли обвинения в убийстве.

Сам Невзлин от комментариев отказывается. Но в последнем интервью “Ведомостям” он рассказывал, что еще в августе в Генпрокуратуре его расспрашивали о службе безопасности “ЮКОСа”. “И более того, через некоторое время у Пичугина пытались получить показания на меня”, — добавил он. Защитник Алексея Пичугина Олег Соловьев говорит, что его подзащитный, дело которого на стадии предварительных слушаний рассматривается в Мосгорсуде, “по-прежнему отрицает как свою виновность, так и причастность кого-либо из руководителей "ЮКОСа" к предъявленным ему обвинениям”. Следствие же считает неопровержимой уликой признание осужденного в 2000 г. к пожизненному заключению главаря тамбовской банды Игоря Коровникова, опознавшего Невзлина по фотографии как заказчика покушений. Однако защита готова опровергнуть это доказательство в суде. “У следствия нет объективных данных о причастности как Невзлина, так и Пичугина”, — говорит Соловьев, а информацию из вчерашнего заявления Генпрокуратуры он назвал неточной. Из материалов дела Пичугина следует, что взрыв произошел не у квартиры Ольги Костиной, а у квартиры ее родителей, когда Костиной там не было. С осужденных по этому делу жителей Тамбовской области суд снял обвинения в покушении на умышленное убийство, оставив лишь изготовление и перевозку взрывного устройства. В материалах дела нет и данных, что умышленному убийству Колесова помешали прохожие, — сам он говорил лишь, что получил удар и потерял сознание. А факт убийства супругов Гориных защита Пичугина считает недоказанным из-за отсутствия трупов.

Источник в национальном бюро Интерпола МВД России сообщил “Ведомостям”, что уже в пятницу страны — члены Интерпола были уведомлены о новых обвинениях в адрес Леонида Невзлина. Адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов объясняет их появление желанием Генпрокуратуры облегчить процедуру выдачи Невзлина из-за границы. “Но эта попытка обречена на провал из-за абсурдности самого обвинения”, — считает он. Израиль не выдает своих граждан другим странам, напоминает сотрудник центрального аппарата МВД. Правда, в 2002 г. между МВД России и израильской стороной была достигнута неформальная договоренность, что особо опасных преступников после индивидуального обсуждения Израиль может выдавать для суда в России, однако наказание они будут отбывать на родине. Прецедент уже есть — Израиль выдал обвиненного в похищении человека Геннадия Ягудаева, но после суда в России он отправился в израильскую тюрьму. Однако доказательства его вины были очевидны для израильского суда, говорит сотрудник МВД.



Ведомости