28.07.2004

Закупать по-честному. ФАС предлагает исправить законопроект о госзакупках



Андрей Панов

Антимонопольная служба нашла дыр“в правительственном законопроекте о госзакупках. Они позволяют чиновникам отдавать победу на конкурсах “близким” компаниям. Служба предлагает упростить правила проведения аукционов, обязать госорганы и муниципалитеты покупать сырьевые товары исключительно на биржах и публиковать информацию о проведении торгов в Интернете. Эксперты приветствуют инициативу службы, а депутаты готовы ее поддержать.


По данным Минэкономразвития, с 1999 по 2003 г. объем госзакупок вырос в четыре раза со 146 млрд руб. до 615 млрд руб., а их доля достигает 35% расходов бюджетов. По оценке министерства, в прошлом году открытые конкурсы позволили федеральной казне сэкономить 42 млрд руб.

В середине мая кабинет министров одобрил новую редакцию закона о государственных закупках, а на днях, по словам представителя правительства, он должен быть внесен в Госдуму. Этот документ распространил требование покупать товары и услуги для своих нужд на открытых конкурсах на органы власти субъектов Федерации и муниципалитеты. Для всех органов власти конкурсная закупка станет обязательной, если цена контракта превышает 250 000 руб. и он может быть выполнен более чем одним предприятием.

Эти предложения показались Федеральной антимонопольной службе (ФАС) недостаточно радикальными. “То, как открытые конкурсы проводятся сейчас, и то, как они прописаны в законопроекте, не помешает побеждать на них компаниям, связанным с чиновниками, — убежден начальник управления ФАС Михаил Евраев. — В результате гигантский сектор экономики остается неконкурентным”.

Антимонопольная служба предлагает понизить планку, после которой проведение открытого конкурса становится обязательным, до 100 000 руб. При этом, по словам Евраева, у компаний должна появиться возможность менять свои предложения по ходу торгов, т. е. торги должны проходить по правилам открытых аукционов. Все условия по количеству и качеству товара должны быть оговорены заранее, а победитель торгов должен определяться по одному критерию (это требование не распространяется на закупку НИОКР) — например, цене товара или времени отсрочки платежа. ФАС хочет заставить чиновников публиковать условия конкурсов не только в печатных СМИ, но и в Интернете. “Сейчас компаниям приходится покупать тысячи мелких газет по всей стране, чтобы иметь возможность участвовать в конкурсах, — это тоже ограничение конкуренции”, — поясняет Евраев. А сырьевые товары ФАС предлагает закупать только на бирже.

Поскольку в законопроект, доработанный правительством, внести поправки ФАС уже не успевает, служба намерена инициировать внесение этих поправок от имени правительства ко второму чтению. Некоторые депутаты готовы их поддержать уже сейчас. “Это абсолютно правильная инициатива”, — говорит председатель думского комитета по собственности, член фракции “Единая Россия” Виктор Плескачевский. По его мнению, чем больше параметров учитывается чиновниками для принятия решения, тем больше у них возможностей для произвола, а поправки ФАС будут этому препятствовать.

“Совершенно очевидно, что аукционы — это наиболее прозрачная форма госзакупок”, — соглашается с ФАС директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. “В законе необходимо более четко прописать требования, которые органы власти вправе предъявлять к компаниям [предлагающим государству свои товары или услуги]”, — уверен замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Однако, по его мнению, аукционы по одному критерию можно проводить при муниципальных и региональных закупках, а на федеральном уровне зачастую приобретается сложное оборудование, которое трудно оценить исходя лишь из одной стоимости. “Если заранее не понятно, что чиновники собираются покупать, то незачем вообще тратить на это деньги”, — возражает Евраев. А по словам Николаева, точные параметры можно задать практически всегда, а сейчас зачастую из объявления о конкурсе сложно понять, что нужно заказчику.



Ведомости