28.07.2004

Gold Fields получит "Полюс". Если так, "Норникелю" достанется контроль над компанией в ЮАР



Анжела Сикамова

“Норникель” может передать южно-африканской Gold Fields свои золотодобывающие активы в обмен на увеличение своей доли в этой компании. Эксперты отмечают, что такое слияние таит в себе многочисленные риски.


Gold Fields – одна из крупнейших золотодобывающих компаний в мире с годовым объемом производства 4,3 млн унций. Ее чистая прибыль в 2003 г. составила $325,6 млн, выручка – $1,53 млн. Компания реализует проекты в Африке, Европе, Северной Америке, Южной Америке и Австралии. Акции торгуются на Йоханнесбургской и Лондонской фондовых биржах, а ADS – на Нью-Йоркской фондовой бирже. Капитализация компании – $4,56 млрд. ГМК “Норильский никель” – крупнейший в мире производитель никеля и платиноидов. По оценкам самой компании, занимает 20% мирового рынка никеля. Половиной акций “Норникеля” контролируют президентхолдинга “Интеррос” Владимир Потанин и гендиректор “Норникеля” Михаила Прохорова. Еще 10% акций принадлежат “Интерросу”. Выручка компании по МСФО в 2003 г. составила $5,2 млрд, чистая прибыль – $861 млн.

В конце марта “Норникель” объявил о приобретении 20% акций Gold Fields за $1,16 млрд. Через неделю сделка была закрыта, ее профинансировала Citygroup, выделив компании кредит на $800 млн. Тогда аналитики не видели конкретных выгод для “Норникеля” от этого приобретения, ведь пока компания даже не смогла провести своего представителя в совет директоров.

Теперь планы “Норникеля” стали более понятными. Как сообщает южно-африканская газета Business Day со ссылкой на исполнительного вице-президента Gold Fields Крэга Нилсена, “Норникель” может увеличить долю в его компании, внеся свои золотодобывающие активы в России.

Представитель Gold Fields Вилли Якобз подтвердил “Ведомостям”, что такая возможность обсуждается в ряду других. “С самого начала, когда "Норникель" приобрел акции Gold Fields, мы согласились провести серию переговоров и посмотреть, как мы можем расширить наше сотрудничество. Мы изучаем различные варианты, в том числе и обмен некоторых золоторудных активов самого "Норникеля" на акции Gold Fields”, — заявил “Ведомостям” представитель Gold Fields Вилли Якобз.

Примерно о том же говорит и президент золотодобывающего подразделения “Норникеля” — “Полюс” — Евгений Иванов. По его словам, объединение “Полюса” с Gold Fields является одним из вариантов сотрудничества двух компаний, хотя и не единственным. “Окончательное решение пока не принято”, — утверждает Иванов. Он не стал уточнять, какие еще варианты сотрудничества обсуждаются. По его словам, у объединения есть и отрицательные стороны. “ЮАР рассматривается многими инвестиционными банками как зона с повышенными рисками ведения горного бизнеса. Рыночные мультипликаторы капитализации компаний, зарегистрированных в ЮАР, часто даже ниже российских”, — подчеркивает Иванов.

По мнению Иванова, золотодобывающие активы “Норникеля” сейчас можно оценить в $2 млрд. “Но у нас огромный потенциал роста с учетом увеличения запасов Наталкинского месторождения (Рудник им. Матросова) и снятия секретности с Олимпиадинского месторождения. Это позволит нам поставить дополнительные запасы на баланс и провести их международный аудит”, — говорит Иванов. По его словам, отчетность “Полюса” по международным стандартам будет опубликована в августе, а к концу года будет готова консолидированная отчетность “Полюса”, Рудника им. Матросова и “Лензолота”.

Управляющий директор Highland Gold Mining Иван Кулаков говорит, что теперь становится понятно, для чего “Норникель” покупал 20% акций Gold Fields. “У "Норильского никеля" есть две возможности увеличить стоимость своего золотодобывающего бизнеса. Либо консолидировать все свои золотодобывающие активы, провести размещение акций, сделав "Полюс" публичной компанией. Либо внести эти активы в компанию, которая уже торгуется на западных биржах и входит в десятку крупнейших мировых производителей”, — полагает Кулаков. По его мнению, размер золотодобывающих активов “Норникеля” вполне позволяет ему рассчитывать на контрольный пакет в Gold Fields. При этом, говорит Кулаков, для акционеров южно-африканской компании это также могло бы стать выгодной сделкой. “Несмотря на то что их пакеты в результате эмиссии в пользу “Норникеля” могут быть размыты, сама стоимость их акций возрастет за счет внесения в уставный капитал Gold Fields российских золотодобывающих предприятий “Норникеля”, — считает он.

А Василий Николаев из “Тройки Диалог” говорит, что вариант внесения активов “Полюса” в Gold Fields кажется “наиболее очевидным” для рассмотрения. Можно предположить, что конфигурация такой сделки может быть окончательно определена только после того, как активы “Полюса” пройдут аудит и решится вопрос с продажей лицензии на разработку “Сухого Лога”.

В то же время Николаев отмечает, что одобрение такой сделки регулирующими органами ЮАР не очевидно, достаточно вспомнить не одобренное властями слияние Gold Fields с канадской Franco Nevada в конце 2000 г. “Да и в России передача активов крупнейшей золотодобывающей компании страны на баланс иностранной компании потребует согласования на самом высоком уровне”, — отмечает он.



Ведомости