29.07.2004

Карен Шахназаров: "Он кино снимать не будет, он просто цены поднимет раза в три"



После бурного обсуждения темы приватизации "Мосфильма" правительственная комиссия решила дополнительно проработать вопрос. Тем не менее окончательно точка не поставлена. О том, сколь вероятно и необходимо превращение "Мосфильма" в частное предприятие, с директором киностудии КАРЕНОМ ШАХНАЗАРОВЫМ беседовала АННА ФЕДИНА.

"Куда девать танки с "Мосфильма"?"

- Карен Георгиевич, чем руководствуется правительственная комиссия?

- Существует закон о приватизации, комиссия составляет список предприятий, которые нужно приватизировать. Но окончательное решение принимает правительство, поэтому, даже если она вынесет утвердительный вердикт, это не значит, что "Мосфильм" немедленно приватизируют. Во-первых, сама комиссия может решить, что приватизация необходима, но в 2010 году. А во-вторых, и президент, и Министерство культуры не раз заявляли: до 2008-2010 годов приватизировать киностудию нецелесообразно.

- Почему?

- По закону, приватизируют нерентабельные предприятия, которые сидят на шее у государства. С этой точки зрения, приватизация - очень правильный экономический рычаг, потому что она позволяет освободить государство от бремени и дать возможность предприятию выжить, передав его в частные руки. Должен сказать, что в киноотрасли много предприятий, которые нуждаются в немедленной даже не приватизации, а просто в продаже с молотка. Но "Мосфильм" сегодня - рентабельное предприятие, работающее в рыночных условиях, государству оно не стоит ни копейки и при этом занимает несколько тысяч человек, которых обеспечивает работой и зарплатой. Это одна из причин, почему его не стоит приватизировать. Второй момент - до сих пор не закончена приватизация "Ленфильма" и Студии им. Горького. Надо посмотреть, как будут развиваться события на этих киностудиях, какие результаты принесет приватизация, какие проблемы возникнут. Только потом можно ставить вопрос о приватизации "Мосфильма", который является отраслеобразующим предприятием. Если что-то не сложится, серьезный удар будет нанесен индустрии в целом. Это вторая причина. Третья причина - есть ряд проблемных вопросов, которые не понятно как решать. Например, наличие у "Мосфильма" большой военно-технической базы - оружия, бронетехники и т.д. Куда это девать? Исходя из всего перечисленного выше, Министерство культуры на последней коллегии приняло решение не рекомендовать в ближайшие несколько лет "Мосфильм" к приватизации. Впрочем, я не говорю, что "Мосфильм" навсегда останется государственным предприятием.

"Кино производит киностудия, а не продюсерская компания"

- Сейчас "Мосфильм" - это только производственная база, которая обеспечивает кинопроизводство, но не финансирует его.

- Как и любая студия в мире. Я понимаю, происходит путаница: в титрах пишут, что фильм произведен такой-то продюсерской компанией, а о студии - ни слова. Но если Индия закупила наши самолеты Су-27, то кто их произвел? Индия или все-таки Россия? Так и с кино: одно дело - инвестиции, а другое дело - производство. К этому нелегко привыкнуть, потому что в советское время деньги приходили непосредственно на "Мосфильм". Но и тогда государство выступало в качестве инвестора, а "Мосфильм" производил. Кстати, итальянской студии "Чинечита", принадлежащей государству, вообще запрещено инвестировать в кино - она должна только производить фильмы по заказу инвесторов, продюсеров. Таким образом студию оберегают от всевозможных рискованных проектов. А вот "Мосфильм" иногда все-таки вкладывает деньги в кино.

- В какие именно проекты?

- Последним был фильм "Звезда".

- А почему вы не расширяете инвестирование фильмов?

- Расширяем, в разумных пределах. Но вообще-то это не наша миссия, я считаю. Подобные предположения были: вот придет новый хозяин - и будет снимать кино. Нет, он кино снимать не будет, он просто цены поднимет раза в три - и все. Студия должна прежде всего быть способной решать любые технологические задачи. Ежели студия будет только снимать кино, то как перевооружаться? Она должна быть действительно мощной, стратегической базой, каковой сегодня является "Мосфильм". Что толку делать кино, когда у нас 5-6 лет назад делали фильмы, которые ни один кинотеатр не брал! Перед нами стояла задача достичь определенного уровня технической оснащенности. Это тем более сложно, что государство нам не помогает, - мы же не бюджетники.

- Но при этом принадлежите государству?

- При этом принадлежим государству, и, более того, когда мы модернизируемся, то увеличиваем государственную стоимость предприятия. Допустим, мы купили камеру, она становится на баланс и считается государственной.

- В случае приватизации что будет с архивами?

- По закону они достанутся государству.

- Получается, что студия останется без очень важного источника финансирования.

- Прошло время, когда мы жили на деньги от продажи фильмов. Сегодня для "Мосфильма" это 25% бюджета, в свое время было 90%. Это была одна из стратегических целей - сделать "Мосфильм" рентабельным за счет производства, а не за счет коллекций. Кстати, другие студии, такие, как "Ленфильм" и Студия им. Горького, продали свои архивы. Мы - единственные, кто сохранил.

Известия