29.07.2004

Рекламания



В Великобритании открывается первый в мире круглосуточный телеканал, который будет показывать исключительно рекламные клипы. Российские зрители, если верить социологическим опросам, тоже не отказались бы от подобного развлечения.

По словам основателя британского канала, некоторые зрители находят телерекламу более интересной, чем программы. Слоган нового телеканала основывается именно на этой идее: «Все, что вы видите на обычном канале, кроме программ».

А вот в Америке к рекламе относятся гораздо менее благожелательно. Исследования, проведенные весной этого года, показали, что 65% потребителей считают, что рекламы слишком много, а 69% сообщили о своей заинтересованности в приборах, позволяющих блокировать рекламные ролики.

Правда, в США на канале ABC существовал проект «Лучшие ролики, которых вы никогда не видели (и некоторые, которые видели)». Двухчасовые выпуски, состоявшие в основном из иностранных клипов, имели довольно высокие рейтинги.

Существует распространенное мнение, будто граждане России относятся к рекламе резко отрицательно. Но маркетологи отмечают, что в целом отношение к ней в нашей стране постепенно меняется от резко негативного к более терпимому.

«Переключать больше народу стало, – говорит Екатерина Ерошкина, эксперт из агентства «Комкон-Медиа». – А продолжать смотреть стало меньше. Но при этом стали меньше выключать телевизор и выходить из комнаты. Это объясняется совершенно тривиально – пультов стало больше, поэтому проще переключить канал, чем куда-то ходить. Раньше рекламируемый товар вызывал больше подозрений, а сама реклама – больше интереса.

Сейчас ситуация изменилась, и то, что люди видят в рекламе, они, как правило, могут пойти и купить».

Согласно данным компании «Комкон-Медиа», проводившей общероссийское исследование в городах с населением более 100 тыс. человек, в 2003 году 38% респондентов, принявших участие в опросе, ответили, что переключают канал, когда по нему транслируется рекламный блок (в 2001 их количество составило 35,5%, а в 2002 – 36,5%). 30% сказали, что отвлекаются на свои дела, не переключая канал (в 2001-м – 33,8%, в 2002-м – 32,6%), 6% – уходят или выключают телевизор (в 2001-м – 7,4%, в 2002-м – 7,3%). И только 15% (в 2001-м – 15,6%, в 2002-м – 15,8%) продолжают смотреть рекламу.

Но и эти небольшие цифры не так уж утешительны для рекламодателей: среди тех, кто продолжает смотреть рекламу, больше людей старше 60 лет (пенсионеров) и детей.

Мотивы просмотра ролика у них совершенно разные: для детей реклама – это увлекательный законченный сюжет вроде короткого мультфильма. Пожилым же людям зачастую просто трудно встать с места, а их телевизоры часто не оборудованы пультом дистанционного управления. Но рекламодатели не зря тратят свои деньги.

«Тут считаются не только 15% тех, кто смотрит рекламу, – объясняет Екатерина Ерошкина. – Тут считаются и те, кто отвлекаются, но не переключают канал, потому что пусть пассивно, но рекламу они воспринимают. А это уже где-то 46%, то есть чуть меньше половины зрителей. Если учесть, что мы репрезентируем 60 млн городского населения, получается в районе 30 млн».

Одновременно с повышением качества российских рекламных роликов растет и число поклонников рекламы как искусства. «Я с удовольствием смотрю хорошо сделанную рекламу», – так ответили в 2002 году 32,2% опрошенных, тогда как в 1999 году таких было 29,5%.

Но вот что удивительно: несколько лет назад компания «Комкон» проводила исследование в 54 странах, сравнивая различные показания, в том числе и отношение к рекламе. Выяснилось, что в России очень лояльно относятся к рекламе по сравнению с другими странами.

Хотя уже тогда шли разговоры о том, какая реклама надоедливая и как ее все не любят.

«Мы же не берем подсознательные вещи, – говорит Екатерина Ерошкина. – Мы их не меряем и ничего о них не знаем. Мы считаем осознанные ответы респондентов. И по ним видно, что люди относятся к рекламе терпимо. Не думаю, что за эти годы что-то изменилось принципиально. Уж точно мы не самые агрессивные».

Газета.RU