29.07.2004


"ЮКОС" потряс мир. Нефть в США подорожала на новостях из России



Ирина Резник
Родион Левинский

Конфликт между российскими властями и “ЮКОСом” впервые ударил по мировому рынку сырья. После того как судебные приставы арестовали имущество добывающих “дочек” “ЮКОСа”, компания пригрозила остановить добычу нефти. Угроза от производителя 20% российской нефти возымела действие: цены на сырье вчера подскочили до многолетних максимумов.


“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP – $12,2 млрд, чистая прибыль – $2,5 млрд. 52% акций “ЮКОСа” контролирует гибралтарская Group Menatep, из них на 44,1% наложен арест. Совладельцы группы – находящиеся в заключении Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. МНС обвиняет “ЮКОС” в неуплате налогов на $7 млрд, и половина этой суммы уже признана судом. Все счета “ЮКОСа” и его имущество, за исключением нефти, арестовано. Судебные приставы уже взыскали с “ЮКОСа” 15 млрд руб.

Как сообщила вчера пресс-служба “ЮКОСа”, в начале этой недели “Юганскнефтегаз”, “Самаранефтегаз” и “Томскнефть” получили предписания судебного пристава-исполнителя Ирины Соловьевой от 21 июля, запрещающие им “в целях обеспечения сохранности имущества должника НК "ЮКОС" любые действия, направленные на отчуждение или любое другое изменение статуса имущества”. Вчера же министр юстиции Юрий Чайка напомнил, что крупнейшая добывающая “дочка” “ЮКОСа” — “Юганскнефтегаз” скоро будет продана в счет уплаты налогов. “Службой судебных приставов было предложено в добровольном порядке внести эти деньги, но срок прошел”, — говорит Чайка, добавляя, что в ближайшее время будет произведена оценка акций “Юганскнефтегаза”. После этого заявления акции компании вновь рухнули на 20% (подробнее см. статью на стр. Б1).

В ответ “ЮКОС” предъявил властям ультиматум. По словам представителя компании, арест имущества “дочек” “фактически означает остановку производственной деятельности компании”. “Дочки” “ЮКОСа” будут вынуждены “прекратить добычу и поставку нефти, так как им запрещено отчуждать любое имущество, а значит, осуществлять поставку готовой продукции”. А председатель правления “ЮКОСа” Стивен Тиди рассказал журналистам, когда угроза может быть приведена в действие. Если “ЮКОС” не получит доступ к замороженным банковским счетам, уже на следующей неделе компания может остановить железнодорожный экспорт, на который приходится около четверти ее добычи, включая экспорт в Китай. По словам Тиди, “ЮКОС” направил письмо в Минюст еще на прошлой неделе и ждет ответа правительства до конца сегодняшнего дня. “Если арест счетов останется в силе, к середине августа компания останется без денег, что потенциально может привести к ее банкротству и остановке производства нефти”, — заявляет Тиди.

Эта угроза “ЮКОСа” заставила вздрогнуть мировой нефтяной рынок. По словам менеджера одной из польских нефтегазовых компаний, заявление “ЮКОСа” повергло их в шок, ведь на его поставки приходится более 10% рынка нефти Польши. “Но мы надеемся, что компания выполнит свои обязательства, — говорит он. — До конца августа нам нефть гарантирована, а вот что дальше — непонятно”. Нефтяные трейдеры тоже поверили угрозам “ЮКОСа”. Вчера мировые цены на нефть достигли рекордных отметок. Цена сентябрьского фьючерса на нефть сорта Brent достигла своего максимума за 14 лет — $39,6 за баррель. А баррель сырой нефти на Нью-Йоркской товарной бирже подорожал до $42,4. “Если "ЮКОС" прекратит производство нефти, это будет иметь серьезные последствия для мирового рынка, но мы надеемся, что этого не произойдет, — говорит аналитик Argus Том Рид. — Это не в интересах государства. Но рынок пугает неопределенность, и, даже если "ЮКОС" не остановит производство, экспорт российской нефти может снизиться”.

Эксперты считают, что в действительности оснований для паники не было. Управляющий партнер юридической фирмы A.S.T. Анатолий Юшин считает, что в рамках исполнительного производства судебные приставы не могут запретить компании продавать ее нефть. “В данном случае речь идет о запрете отчуждать недвижимое имущество и крупные активы "дочек", — говорит Юшин, — а добыча и реализация нефти относятся к обычной хозяйственной деятельности”. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил, что монополия не намерена останавливать приемку нефти у предприятий “ЮКОСа”. По его словам, услуги “Транснефти” по прокачке нефти оплачены предприятиями “ЮКОСа” до конца августа, а у “дочек” компании достаточно оборотных средств для обеспечения добычи и транспортировки нефти.

С другой стороны, отмечает Юшин, “ЮКОС” мог сознательно драматизировать ситуацию, чтобы воздействовать на чиновников. Ведь приставы должны были в предписании конкретно сформулировать, какое именно имущество запрещено отчуждать “дочкам” и теперь, воспользовавшись этим, теоретически “ЮКОС” может сам остановить добычу и он вполне может припугнуть этим правительство.

К вечеру пыла у представителей госструктур действительно поубавилось. Заместитель главного судебного пристава России Андрей Беляков заявил “Интерфаксу”, что обвинения “ЮКОСа” в том, что действия приставов парализуют хозяйственную деятельность компании, “несостоятельны”. Беляков утверждает, что “постановлений о запрете отчуждения имущества [”дочек““ЮКОСа”] не выносилось”, а судебные приставы лишь предписали местным регистрирующим органам “запретить регистрацию возможных сделок с недвижимым имуществом этих компаний”. Старший вице-президент “ЮКОСа” Александр Темерко ждет, что в ближайшие дни операционные счета “ЮКОСа”, необходимые для продолжения его повседневной работы, будут разблокированы. “Это объясняется производственной необходимостью и простой логикой”, — добавляет Темерко. По мнению источника, близкого к “ЮКОСу”, уже сегодня судебные приставы могут снять арест с имущества “дочек”, однако подтвердить это в службе судебных приставов “Ведомостям” не удалось.



Ведомости