30.07.2004

Рейтинг самых длинных очередей за новыми иномарками



Автодилеры подвели итоги продаж за первое полугодие

Августовское затишье на рынке автомобильные дилеры встретят по-разному. По итогам полугодия иностранные производители продолжают удерживать высокий темп продаж, взятый еще три года назад (рост в среднем на 119.1%). Сбыт отечественных автомобилей с начала года вырос на 8%. Большинство иномарок, за которыми в августе придут покупатели, можно будет получить лишь к Новому году. Свободно продаются российские машины. Но по цене на 10-15% дороже, чем в начале года. Спрос на них поддерживается благодаря общему росту доходов населения и огромному дефициту иномарок в салонах.

САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ МАРКИ И МОДЕЛИ

Более чем в два раза, по сравнению с прошлогодним периодом, выросла реализация у Nissan, Hyundai, Toyota, Ford. Причем первые две компании за шесть месяцев продали машин больше, чем за весь прошлый год. Помогли новые модели, мгновенно ставшие бестселлерами: Getz и Elantra у Hyundai, Almera и Primera у Nissan. Машины имеют высокую базовую комплектацию, уровни комфорта и безопасности при низкой для их класса цене. Однако львиную долю успеха Hyundai приносит новая Accent (46% продаж от всех моделей), которую собирают на российской территории - в Таганроге. С апреля там же начали собирать и модель Sonata, тоже уходящую влет. В итоге Hyundai уже лидирует среди иномарок, а по итогам полугодия поднялась с пятого места на второе. Однако самой продаваемой маркой остается Toyota, а среди моделей лучше всего раскупается другая иномарка российской сборки - Ford Focus. Доля рынка, занимаемая этой маркой среди иностранных автомобильных компаний, выросла в России до 11%.

Борьба за лидерство к концу года обострится еще более. Ford во Всеволожске ввел третью, ночную смену. Почти 27% машин покупается в кредит за 4.9%. Ответ Toyota - новейшая модель Corolla (в продаже с июля) - одна из самых популярных машин в мире за последние сорок лет. В запасе у Nissan - cедан Maxima, минивэн Quest и купе/кабриолет 350Z, одни из самых популярных машин в США. Ловкую замену некогда популярной модели Carisma на более современную и качественную Lancer провела Mitsubishi, сохранив четвертое место. С сентября компания начнет продажи другой давно ожидаемой в России машины городского класса - Colt, на нее уже пишутся в очередь.

Десятку самых покупаемых иномарок, за исключением Ford Focus, по итогам полугодия, составляют машины из Азии. Однако из европейских быстрее всего растет в популярности Opel, у которого наибольшим спросом пользуется модель Vectra, а осенью добавится новая Astra (от $16 490). По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), Astra в Европе уже стала бестселлером: вместо планируемых 160 000 завод обещает продать 230 000 машин, больше не позволят мощности. Однако в нашей стране Opel Astra будет в большом дефиците. По словам главы представительства GM в России Хайди МакКормак, из-за высоких таможенных барьеров маржа завода в России меньше, чем в Европе, и продавать в таких условиях машину, пользующуюся острым спросом, выгоднее в Старом Свете.

ЛИДЕРЫ В КЛАССЕ "ЛЮКС"

Еще быстрее растет спрос на машины в классе люксовых моделей. Продажи автомобилей Lexus увеличились более чем в 4 раза. Лидер - внедорожник RX300 (от $60 000). Однако недавно появившаяся официально в России марка Cadillac уже отбирает у Lexus покупателей. За три месяца с начала продаж уже реализовано 70 ее "кроссоверов" - Cadillac SRX (вседорожник со свойствами легкового автомобиля повышенной комфортности), хотя машины продаются по цене от $69 000. Как горячие пирожки расхватывают только вставшие на сборку в Калининграде внедорожники Hummer H2 (от $90 020). За первую неделю продано 16 штук. Вдвое вырос сбыт автомобилей Saab. Представительство GM в России даже выделило все три бренда (Cadillac, Saab и Hummer) в самостоятельное подразделение и собирается сделать на него ставку в наступившем полугодии. Хайди МакКормак считает, что людей, покупающих имидж, а не просто машину по приемлемой цене, в России становится все больше.

Лидер в премиум-сегментах рынка - BMW. Компания обновила и расширила модельный ряд внедорожниками Х5 и X3, купе и кабриолетами 6-й серии еще в то время, когда и прежние ее модели пользовались высоким спросом. Новая ценовая политика (снижение цен на ходовые модели на 2%), централизованный импорт, сокращающий время ожидания заказанных автомобилей, и большой выбор готовых машин со склада позволили резко прибавить и Mercedes-Benz. Традиционный лидер продаж у этой марки в России - представительские автомобили S-класса. Однако ставка в компании делается теперь на новое поколение автомобилей С-класса с кузовами седан, универсал и спорт-купе.

ПРОСТЫХ И САМЫХ ДОРОГИХ ИНОМАРОК В СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ НЕ ОЖИДАЕТСЯ

Иностранные дилеры поддерживают успех постоянным вводом на российский рынок новых моделей (большинство из которых стартуют одновременно с Европой), не давая покупателю передышки. При этом сами модели (особенно нижнего ценового класса) заметно прибавили во внешнем и внутреннем "оформлении", мощности и вариантах базовой комплектации, уровне безопасности во всех классах. Например, даже небольшой автомобильчик Getz от Hyundai наделен в стандартном исполнении двумя фронтальными и двумя боковыми подушками безопасности, а Nissan Primera пользуется у российских покупателей успехом благодаря креативному внешнему виду (в консервативной Европе модель не так популярна). При этом дилеры постоянно дополняют продажи новыми программами. Самые распространенные - кредитование, предложение цены в евро по курсу доллара, школы вождения и мастерства, и, конечно же, скидки. На некоторые модели, например Opel Vectra или Signum, они достигли летом $2480 и $3500 соответственно.

И все же, несмотря на опережающие темпы роста продаж, у большинства компаний в свободной реализации автомобилей "бюджетного" ценового класса и самых дорогих, престижных моделей как не было, так и нет. Очереди на автомобили Hyundai, Kia, Ford и представительские марки растянулись уже на полгода. И если в Европе объемы продаж по классам распределяются более-менее равномерно: наибольшим спросом пользуются самые дешевые автомобили, а затем объемы уменьшаются по мере роста класса машины, то у нас одинаковым спросом пользуются как машины по цене около $10 000, так и за $29 400 и выше (см. таблицу). Российский покупатель предпочитает прежде всего остро модные модели хорошего качества - неважно, какой они будут при этом цены.

НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФРОНТЕ ПЕРЕМЕНЫ ТОЛЬКО В ЦЕНАХ

По данным Статслужбы России, объем производства легковых автомобилей в России в первом полугодии вырос на 16.4%. При этом ВАЗ увеличил производство на 9%, и это уже предел его возможностей. ГАЗ поднял выпуск "Волг" на 32%, используя для этого только треть своих былых мощностей. "Волга" покупается весьма специфической и узкой категорией потребителей, главным образом чиновниками и госпредприятиями. Примерно такое же количество автомобилей (36 058) - в пределах возможностей завода - произвел УАЗ. "Круче" трудится только "Ижмаш-Авто": темп роста с начала года - 163%. Однако продажи отечественных машин лишь на 8 пунктов превысили прошлогодний сбыт. Зато средняя цена российских автомобилей выросла в прошлом году на 20%, а с начала этого года поднялась еще на 10-15%. Средневзвешенная розничная стоимость вазовских "десяток" - самых популярных в стране автомобилей - выросла с начала года на $1000 (по данным Ladaonline). Их средняя цена по России составляет ныне 232.2 тыс. руб. (чуть более $8000). К осени специалисты прогнозируют дальнейшее повышение цен на эти машины.

"Шестерки" из Ижевска стоят от $4050, "семерки" тольяттинской сборки с впрысковым мотором и нейтрализатором - $5200. Некогда ультрадефицитные универсалы ВАЗ-2104 (теперь их собирают в Ижевске) продают плохо, хотя и предлагают за $5000-5150 - рынок ими перекормлен. К тому же у них появился конкурент - Иж-21261 "Фабула" ($5100). "Волги" ГАЗ-31105 стоят $7100 за базовый автомобиль с мотором ЗМЗ-406, центральным замком и зеркалами с электроприводом. И самым доступным автомобилем на рынке остается "Ока", хотя их производство сократилось на 29% (выпущено 28 635 штук). Цена машинки серпуховской сборки - $2700 ("Ока" из Набережных Челнов на $150 - $200 дороже за счет качественной окраски), но в свободной продаже найти их крайне сложно. Зато можно заказать непосредственно на заводе через интернет.

"Для развития российского автомобилестроения необходимо увеличить пошлины на ввоз иномарок в Россию", - считает президент "Объединения автопроизводителей России" Евгений Левичев. Ввезенный автомобиль приносит больше прибыли, чем изготовленный на нашей территории. Это одна из главных причин, почему в Россию в огромном количестве везут иномарки, а в автомобилестроение не поступают достаточные инвестиции. "Запрет на ввоз подержанных автомобилей и ввод достаточно высоких пошлин на новые автомобили сделали бы более выгодным производство автомобилей внутри страны", - говорит бывший замминистра автомобильной промышленности СССР. Но, по мнению президента автомобильного холдинга Major Михаила Бахтиарова, в ближайшие пять лет продажа российских машин в России будет падать, а сбыт иномарок - увеличиваться.

Итоги продаж иномарок по моделям
МодельПродано в 1 полугодии 2004 г.Продано за весь 2003 г.Цена за базовую модель, $
1(1) Ford Focus12 03715 87612 500
2(2) Daewoo Nexia10 98714 7228 650
3 (6) Hyundai Accent8 4096 19810 590
4 Mitsubishi Lancer (была Carisma) 6 8617 867* 14 490
5(3) Toyota Corolla5 3908 77217 400
6(7) Daewoo Matiz4 9665 5336 800
7(9) Hyundai Getz 4 5514 1329 990
8(5) Toyota Camry4 5456 40429 400
9(8) Kia Rio4 2465 47911 200
10(10) Nissan Primera3 1863 04115 500
Источник: "Известия", по данным дилеров
В скобках - место по итогам 2003 года
* - приведены данные по модели Carisma

Самые популярные марки импортных машин
МаркаПродано в 1 полугодии 2004 г.Продано за весь 2003 г.Изменение в сравнении с 1 полуг. 2003 г., %
1(1) Toyota19 40425 075230
2(5) Hyundai18 21714 561219
3(2) Ford16 57420 712125
4(3) Daewoo15 95320 25559
5(4) Mitsubishi12 20817 66373
6(8) Nissan10 3199 470244
7(6) Kia9 89512 420116
8(7) Renault7 31111 23738
9(10) Opel5 2287 31883
10(9) Peugeot4 2238 8508
Источник: "Известия", по данным дилеров
В скобках - место по итогам 2003 года

Сроки ожидания автомобилей, пользующихся наибольшим спросом в Москве
МодельЦенаСрок ожидания, мес.*
Porsche Cerrera GT (2003 г.)584 500 евро7
Mazda 3 1.6$16 6006
Kia Rio 1.3$11 2005
Ford Focus$12 5004
Hyundai Getz 1.3/мех$99004
Opel Astra new 1.8/авт.$20 6904
BMW 645Ci101 900 евро3
Mitsubishi L200$21 9003
Mercedes-Benz SLK 200K42 900 евро3
Renaut Megane 1.311 900 евро3
Toyota Corolla new 1.4$17 4002
Mitsubishi Lancer 1.3$14 4901
Источник: "Известия", по данным представительств компаний в России.
* При условии неизменности квот; сроки ожидания у некоторых дилеров могут быть на один-три месяца больше.


Финансовые известия