30.07.2004

ФАС защищает перевозчиков



Екатерина Чичурина

Антимонопольное ведомство возбудило дело против администрации Нижнего Новгорода, которая создала диспетчерскую службу для контроля за маршрутными такси. Частные перевозчики оспаривают право службы следить за маршрутными такси и взимать за это плату.


По данным департамента транспорта Нижнего Новгорода, в городе работает 1317 маршрутных такси, принадлежащих частным перевозчикам, еще 400 машин арендует у “частников” “Нижегородпассажиравтотранс”, 20 принадлежит муниципальному предприятию (МП) “Нипал”. Администрация Нижнего Новгорода учредила МП “Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта” (ЦДС) 30 сентября 2003 г. для управления и контроля над пассажирскими перевозками на маршрутных такси.

Начальник отдела ограничения монополистической деятельности нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Девятайкин сообщил, что жалоба поступила в июле от некоммерческого партнерства собственников транспортных средств “Партнер”. Перевозчик сообщил, что ЦДС заставляет частников покупать устройство, которое определяет местонахождение автобуса и передает данные в диспетчерскую службу. Стоимость этого устройства 5000 руб. В заявлении “Партнера” также говорилось, что диспетчерская служба понуждает их к уплате ежемесячных взносов в размере 2000-2500 руб.

По словам Девятайкина, ФАС возбудила дело против администрации города по признакам нарушения ст. 7 закона “О конкуренции”. Учредив коммерческую организацию “Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта”, пояснил он, администрация передала ей полномочия органов местного самоуправления, что является нарушением антимонопольного законодательства. Дело было возбуждено 28 июля, до 20 августа администрация города должна предоставить копии договоров на установку оборудования, сказал Девятайкин.

Заместитель директора городского департамента транспорта Константин Водопьянов пояснил, что сведения о нахождении маршруток передаются в службу и помогают анализировать заполненность маршрута и организовать движение маршрутных такси по расписанию. В департаменте говорят, что для работы диспетчерской службы в горбюджет заложены “определенные средства, но она должна и самостоятельно зарабатывать деньги”.

Сотрудник диспетчерской службы на условиях анонимности сообщил, что перевозчики заключают договоры купли-продажи оборудования с ЦДС, которая является официальным заказчиком. Изготовитель — конструкторское бюро радиоэлектронной техники (РЭТ) — отпускную цену не разглашает. Директор РЭТ Юрий Понитков отметил, что отпускная цена прибора “примерно такая же, по которой его приобретают и перевозчики”. Сейчас, сообщили в ЦДС, оборудование установлено на 42 маршрутках, полностью оборудовать все такси планируется к весне 2005 г. В перспективе на единую диспетчерскую сеть будет переведен весь наземный транспорт города. В диспетчерской службе отметили, что возможность взимания с перевозчиков “абонентской платы” пока еще только обсуждается.

Председатель “Партнера” Александр Соснин от комментариев отказался, однако сотрудник этой организации, просивший не называть его имени, заявил, что перевозчики не хотят платить за то, чтобы их контролировали. В то же время, сказал он, “никто не возражает, чтобы организация маршрутов координировалась — аварийность бы снизилась”.

Руководитель частного транспортного предприятия, просивший не упоминать его имени, говорит, что возмущен дополнительными поборами за установку оборудования и “абонентской платой” за контроль. “Во всех цивилизованных странах существует диспетчерская служба, но средства за это не взимаются”, — сказал он.

В администрации Нижнего Новгорода определения ФАС еще не получали, сказал руководитель пресс-службы Евгений Семенов. По его мнению, создание единой диспетчерской службы сократит аварийность на дорогах, однако взваливать все эти расходы на бюджет нерационально.



Ведомости