30.07.2004

Несекретную информацию тоже можно продать. МЭРТ открыло для чиновников неиссякаемый источник доходов



Вчера Минэкономразвития внесло в правительство законопроект "Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". На первый взгляд речь идет о тотальной открытости государства перед обществом, которая должна повлечь за собой качественное улучшение услуг. На самом деле новость только в том, что за информацию, полученную у чиновников, и гражданам, и юридическим лицам придется платить.

       Законопроект МЭРТа трактует термин "информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" максимально широко. К ней отнесены все "сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, происходящих в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и в их сферах ведения, а также сведения о руководителях и иных должностных лицах государственных органов и органов местного самоуправления. Источниками получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, соответственно, государственные и муниципальные информационные ресурсы".

       В Минэкономразвития за кодификацию взаимоотношений государства и граждан взялись в рамках проводимой административной реформы после проведенного разграничения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Отсюда в названии и появилось упоминание об "органах местного самоуправления". Как выяснили в Минэкономразвития, в России законодательно оформленного порядка обмена информацией между гражданами и различными властными структурами не существует. Он регулируется разными законами и ведомственными актами. Общие правила были установлены еще постановлением Верховного совета СССР в 1968 году, которое и сейчас в силе.

       Новое в законопроекте Минэкономразвития то, что теперь все органы власти получат право официально брать деньги за предоставляемую гражданам информацию. Казалось бы, она уже оплачена налогами, но не тут-то было: по законопроекту бесплатно можно получить только устную информацию. Можно ожидать, что устно чиновники станут объяснять только, куда надо идти, чтобы отдать деньги. Любопытно, что в законопроекте на вопрос, сколько стоит информация, ответа нет. В статье 19 говорится, что методику "определения стоимости информационных услуг" для федеральных органов исполнительной власти определит правительство, а для органов местного самоуправления ее определят сами органы.

       Так же обстоит дело с перечнем платных информационных услуг. Потребителю оставлено право "обжаловать размер платы за информационные услуги, предоставляемые государственными органами и органами местного самоуправления, в судебном или ином порядке". Понятно, что обращение в суд тоже небесплатно. Утешаться остается тем, что законопроект предлагает штрафовать чиновников, предоставляющих ложную информацию, на сумму от 20 до 30 МРОТ (2-3 тыс. руб.).

       По законопроекту "в оплату информационных услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления, входят расходы на тиражирование и доставку информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также затраты на поиск и создание информации по запросу пользователя". В общем, о ценах, официальных и неофициальных, пока можно только гадать.

       При этом в Минэкономразвития считают, что новый закон должен объединить все действующие правила предоставления информации. В законопроекте на 32 страницах перечислены виды информации, к которым граждане всегда должны иметь свободный и бесплатный доступ (например, на интернет-сайтах соответствующих структур или ведомств). Самые ценные виды бесплатной информации – биографии руководителей и нормативные акты.

ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА



Бесплатная открытость власти
       Первой страной, начавшей утверждать принцип транспарентности госорганов, стала Швеция, принявшая в 1766 году закон о свободе изданий. В 1949 году он был модифицирован в закон о свободе печати. В настоящее время этот закон является составной частью конституции Швеции и гарантирует всем гражданам страны свободу получения информации в госорганах на безвозмездной основе.

       США в 1966 году приняли закон "О свободе информации", согласно которому все данные, которые собираются и хранятся госструктурами, являются общественным достоянием, доступ к ним имеют граждане США на бесплатной основе. Отдельные ведомства – Минобороны, ЦРУ, ФБР – частично освобождены от обязательств, налагаемых законом, однако граждане имеют право требовать рассекречивания информации через суд.

       В Японии с 1 апреля 2001 года вступил в силу закон об опубликовании информации, принадлежащей административным органам. Круг лиц, имеющих право на получение доступа к государственной управленческой информации, японским законодательством практически не ограничен: любой человек может требовать от руководителей административных органов раскрытия принадлежащих им документов бесплатно. Принцип прозрачности не распространяется на законодательную и судебную власти, на часть структур госуправления.

       В Великобритании с 2005 года окончательно вступает в силу закон "О свободе информации", по которому гражданам должны предоставляться любые документы, кроме "имеющих отношение к формулированию и определению политики правительства" (действующий сейчас закон от 2000 года содержит большое количество норм, ограничивающих доступ к правительственной информации). Предоставление информации было и останется бесплатным.


КоммерсантЪ