30.07.2004


АКАР и ГИПП оценили объем рекламного рынка России за I полугодие 2004 года



28 июля 2004 года в Доме журналистов состоялось очередное заседание Экспертного совета Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) по оценке объема рекламного рынка России за 1 полугодие 2004 года,  в котором приняли участие эксперты:

·     Абов Евгений Владимирович, Вице-Президент ГИПП, Зам.генерального ЗАО ИД "Проф-Медиа"

·     Евстафьев Владимир Александрович, профессор, Президент АКАР;

·     Тагиев Руслан Русланович, генеральный директор TNS Gallup AdFact;

·     Шкулев Виктор Михайлович, Вице-Президент ГИПП, Председатель Совета директоров ИД "Hachette Filipacchi Shkulev"

 

По оценке экспертов АКАР, объем российского рекламного медиа рынка в первом полугодии 2004 года составил 1510 – 1560 миллионов долларов США и вырос по отношению к соответствующему периоду 2003 года на 31%.

Эксперты констатировали, что рекламный рынок по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста.

Объем рекламного медиа рынка России в первом полугодии 2004 года.

 

Объем, млн.долл.

Прирост, %

 

Телевидение

в т.ч. национальные каналы

720-730

580-590

36

36

Радио

60-65

24

Пресса

420-440

28

в т.ч. газеты*

170-180

26

Журналы

250-260

30

Наружная реклама

290-300

29

     Прочие носители

18-20

         65

ИТОГО

1510-1560

         31

* - включая специализированные рекламные издания

Со второго квартала 2004 года в состав Экспертного совета АКАР были включены представители Гильдии Издателей Периодической Печати (ГИПП), которые предложили новую методику оценки объемов рекламы в прессе. Представители ГИПП предложили не только оценивать динамику рынка в 1-2 квартале 2004 года, но и обосновать его объем в 2003 году и в 1-2 кварталах 2004 года, т.е. – отталкиваться от реального изменения рекламных доходов издателей, а не от того, как менялись объемы их рекламных площадей.

В июле с.г. ГИПП организовала внутриотраслевое исследование крупнейших московских издательских домов с целью выявления степени расхождения между фактически полученными рекламными доходами этих домов и оценкой их доходов, публикуемой TNS Gallup AdFact на основании прайс-листов за период 2003, 1-й и 2-й кв. 2004 года. Обследованию подверглась только московская и общенациональная реклама, без учета рекламы в сетевых, региональных, городских изданиях в других регионах страны.

По словам Руслана Тагиева, руководителя TNS Gallup AdFact и члена Экспертного  совета АКАР, принимавшего участие в подготовке этого исследования, принятая до сих пор система мониторинга и оценки рекламного рынка прессы действительно нуждается в серьезной корректировке. В частности, она не полностью учитывает доходы от рекламных вложений в издания, спонсорство отдельных материалов, рубрик и секций, рекламные съемки, адреса и телефоны магазинов, упоминаемых в конце изданий, наценки на мелкоформатные объявления и др. Кроме того, TNS Gallup AdFact пока еще далеко не полностью охватывает прессу в регионах.

В ходе исследования ГИПП разделила издания на три (а не две) категории: газеты; журналы; рекламные и рекламно-информационные издания. Каждая из этих категорий имеет свои специфические особенности рекламоносителей. Исследовав издания в каждой из этих категорий, ГИПП определила средний процент отклонения (+/-) между фактически полученным рекламным доходом издателей и доходами, рассчитанными Gallup AdFact на основе прайс-листов, без учета скидок и надбавок.

Экспертное заключение ГИПП по корректировке данных по прессе (московские и национальные печатные СМИ, без учета региональных рынков) было представлено Экспертному совету АКАР.

Согласно этой оценке, объем рынка московской и общенациональной рекламы в прессе в 2003 году составлял примерно 775 млн долл. , а в 1-м и 2-м кв. 2004 году – 201 и 244 млн долл. соответственно.

С учетом рекламы в регионах общий объем рынка прессы составлял в 2003 году не менее 1.05 млрд долларов (вместо 745 млн, объявленных в отчете АКАР). Иными словами, доля прессы в общем объеме рынка в 2003 году составляла не менее 38%, но при этом и сам рынок был больше минимум на 300 млн долл. и уже в 2003 году превысил 3 млрд долл.

 

Объем рынка московской и общенациональной рекламы

(по версии ГИПП)

 

Величина рынка (Москва), млн USD

2003 г.

1 кв.
 2004 г.

2 кв.

2004 г.

Пресса,  всего (без учета региональных, городских, местных и сетевых изданий в регионах)

в т.ч. газеты

         журналы

         рекламные, рекламно-информационные и т.п. газеты и журналы

775

 

132

385

 

258

201

 

36

103

 

62

244

 

40

124

 

80

 

 

Несмотря на заметное расхождение в оценке физического объема рынка, ГИПП и АКАР совпали в оценке темпов прироста рекламы в прессе во 2-м квартале 2004 года.

«Практически,  - считает Президент АКАР Владимир Евстафьев, - расхождений в оценках не существует. Приблизительно оценки АКАР и ГИПП равны».

По словам г-на Шкулева, самое слабое звено в проведенных исследованиях – отсутствие обоснованных данных по регионам, но концу года этот показатель будет уже выведен. Пока отсутствуют данные по рекламе в кинотеатрах и Интернет – их эксперты тоже обещают предоставить к концу года

Пока отсутствуют показатели и по BTL – оценивать ежеквартально рост отрасли очень сложно, итоги можно подвести только за год.

Вообще же, - говорит Евгений Абов, если сравнивать показатели  России с мировыми тенденциями, нельзя не заметить следующий нюанс: чем севернее страна - тем больше ее жители отдают предпочтение прессе – привычка чтения газет как национальная особенность, характерна, например, для скандинавских стран. В латиноамериканских же странах, наоборот, жители газет и журналов почти не читают - там больше развито телевидение. Так что, если в стране развита привычка к чтению газет – она конкурирует с привычкой просмотре телевизионных программ».

«Уровень газетного проникновения 80% - самый высокий в мире. В приведенных цифрах ничего неожиданного нет,  - продолжает г-н Абов,  - на показатели роста рекламной активности повлиял и «високосный», в определенном смысле, год: сочетание парламентских, президентских выборов и Чемпионата мира по футболу, вероятно, повлияло на такой неожиданно высокий рост рынка».

По итогам 2004 года Экспертный совет АКАР планирует дать скорректированные данные по прессе.