02.08.2004

Сетевые магазины атакуют ларечников



За последний месяц КЭРППиТ провел несколько акций, направленных на борьбу с мелкорозничными предпринимателями, торгующими алкоголем без лицензии. Скорее всего, такая активность вызвана лобби крупных сетевых магазинов, которые теряют часть выручки из-за ларечников.

Был проведен совместный рейд по ларькам в Московском и Невском районах (в нем участвовали сотрудники налоговой службы, КЭРППиТ, ОМОН и ГУВД Петербурга и Ленобласти), а сегодня у заместителя председателя КЭРППиТ состоялось совещание на тему борьбы с «левым» алкоголем. В результате проведенных акций КЭРППиТ констатировал то, что уже и так давно известно - никакие способы борьбы с «левым» алкоголем пока не дают результатов. Лишение лицензии, расторжение договора аренды с КУГИ, конфискация товара возможны только после решения суда. До этого сотрудники управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка могут лишь временно изъять алкоголь, но после его придется вернуть владельцу – как частную собственность. Также только на время лицензионная палата может приостановить действие лицензии. В остальных случаях предприниматель отделывается штрафом. Даже для сноса несанкционированно установленного ларька или летнего кафе нужно судебное решение.

Продал – в тюрьму
Участники совещания, которое состоялось у заместителя председателя КЭРППиТ Николая Архипова, пришли к ожидаемому выводу, что для того, чтобы ужесточить меры воздействия, необходимо изменить федеральное законодательство – административное и уголовное. В настоящее время привлечь нарушителя к уголовной, а не административной ответственности, сложно – для этого оборот незаконного алкоголя у него должен составлять от 250 тыс. руб.

Продавцам увеличат срок
По словам Николая Архипова, мелкую розницу нужно переводить либо в торговые комплексы, либо на первые этажи домов. Пока что полностью оборудованный киоск со всем набором документов стоит $ 10 тыс. По словам Николая Архипова, комитет будет предлагать администрации города предоставлять земельные участки в аренду малому бизнесу не на 6 месяцев или 1-3 года, а на 10 лет – с правом застройки. Это должно привести к тому, что предприниматель будет дорожить своим бизнесом и своим местом. Причем, право аренды будет, скорее всего, выставляться на торги. Администрации районов сопротивляются: тогда предприниматели вообще станут неуправляемыми. Николай Архипов убеждает: за год не возможно «отбить» свои вложения в дело, мы заставляем предпринимателей воровать – продавать незаконно алкоголь, не пользоваться контрольно-кассовыми аппаратами.

Ларечников заманивают в сети
Существует и другая версия бурной активности КЭРППиТ. Согласно ей, проведенные акции вызваны борьбой крупных сетевых магазинов с владельцами ларьков как с конкурентами. Это подтверждается также тем, что итогом совещания стало предложение упорядочить оптовую продажу алкоголя – чтобы предприниматели закупали его в крупных сетевиках «Ленте», «Метро», а не на оптовых рынках на Салова, «Южном» и т. д. Тогда будет гарантия, что этот алкоголь качественный и подакцизный, считают участники совещания.

«Адамант» тут как тут
В борьбе с ларечниками также заинтересованы крупные инвесторы, ищущие в городе свободные территории для открытия торговых центров. Например, ООО «Адамант» готов забрать под себя землю на части остановочных комплексов. Такое предложение уже сделано компанией губернатору Петербурга. Остановочные павильоны должны в таком случае стать боле цивилизованными, а торговать водкой из-под полы здесь уже не будут: крупные сетевики не стремятся нарушать закон. Еще несколько подобных предложений и все остановочные комплексы города будут приведены в порядок, считает Николай Архипов.

Факты
В июне 2004 года в Петербурге была проконтролирована деятельность 862 предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию. Проверке подверглись 11 производителей, 63 предприятия оптовой торговли и 788 предприятий розничной торговли. Источник: комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

Деловой Петербург