02.08.2004

В.Лошак: «Нигилизм читателей стал самым печальным последствием перехода СМИ в рынок»



Скепсис россиян к печатному слову, падение тиражей серьезных изданий и коммерческий бум "желтой прессы" стали платой российских медиа за переход в рынок, считает главный редактор еженедельника "Огонек" Виктор Лошак.

"Нигилизм аудитории по отношению к СМИ - самое печальное последствие перехода в рынок. Происходит развенчание журналистики как профессии, несущей людям свет", - сказал Лошак в интервью РИА "Новости".

Объем подписных тиражей всех российских газет и журналов в прошлом году составил около 30 миллионов экземпляров, или в десять раз меньше, чем в 80-е годы.

После десятилетия трансформации медийного пространства уже нет незыблемой веры в печатное слово советской поры, а в обиход россиян вошли понятия "пиар", "черный пиар", "джинса". А погоня за массовостью обернулась пошлостью и низкопробностью, сетует редактор, который возглавил "Огонек" около года назад, покинув "Московские новости" - флагман перестроечной гласности.

"В нормальном обществе не может быть такой пропасти в тиражах качественных изданий и бульварных газет. Хочется верить, что российская аудитория ударилась об интеллектуальное дно и начинает выплывать", - сказал Лошак.

"Пошлость, которая на нас обрушивается с экранов и полос газет, медиа-менеджеры оправдывают "законами рынка" - погоней за массовостью, рейтингами и рекламным временем. Но я не считаю, что для получения рекламных денег обязательна многомиллионная аудитория. Вспомните старое НТВ, отнюдь не массовое. Однако за счет своей аудитории канал пользовался популярностью у рекламных инвесторов", - считает Лошак.

С его приходом "Огонек", журнал с более чем столетней историей, изменил стилистику, обращаясь к молодому формируемому среднему классу, городской интеллигенции. Менее чем за год тираж еженедельника удвоился до 50 тысяч экземпляров.

"Создание нового среднего класса и интеллектуализация общества должны идти параллельно. Политика в нашем журнале - на последней странице. Так же как и в жизни наших читателей, которые верят в собственные силы", - считает главный редактор.

Он оптимистично смотрит на шансы "Огонька" утвердиться в своей нише между массовыми "АиФ" и "Комсомолкой" и интеллектуально-деловыми "Итогами" или "Newsweek". "Между ними есть ниша для социального издания о меняющемся человеке в меняющейся стране", - очертил Лошак концепцию нового "Огонька".

По его мнению, российский рынок СМИ уже стал частью мирового рыночного пространства и живет по общим законам, хотя и имеет "чисто русские" традиции.

"В России журналистика "телеграфной строкой" не имеет шансов на выживание. Российские читатели хотят "красивого слога", - уверен Лошак.

Редактор "Огонька" не разделяет все чаще звучащие призывы ввести нравственную цензуру для СМИ, полагая, что государственное вмешательство допустимо лишь в странах "старых" демократий.

"Любой разумный главный редактор лучше неразумного комитета по СМИ. И уж лучше судебные иски, нежели жалобы в партийные органы. Свобода печатного слова - это главное, что мы получили и должны сберечь", - считает Лошак. // РИА «Новости»

ГИПП