03.08.2004

Радиоволны выставят на конкурс



Две FM-частоты в Петербурге будут выставлены на конкурс. Ожидается, что на каждую из них будет не менее 20-ти претендентов.

Конкурс на частоту 87, 5 будет объявлен в течение двух недель. И состоится он осенью 2004 года. Об этом сообщил Сергей Михеев, начальник отдела регламента Федеральной конкурсной комиссии и ответственный секретарь ФКК.

Вторая частота – 89, 3, по словам Сергея Михеева, пока находится в стадии инициации конкурса. Документы на нее поданы, но решение о том, когда состоится конкурс еще не принято. Сергей Михеев уверен, что разыграть ее получится не раньше 2005 года. «У нас много региональных частот, - поясняет он, - и мы не можем позволить себе продавать петербургские частоты одну за другой».

Инициатива наказуема
Инициатором выделения частоты 89,3 было ООО «Студия А». Его генеральный директор Николай Бахир утверждает, что это дает компании приоритетное право на получение этой частоты: «Мы разработали пакет документов, получили все согласования. В том числе и военного ведомства, и это конкурсной комиссией учитывается», - утверждает он. Николай Бахир надеется, что ему удастся добиться проведения конкурса в сентябре-октябре этого года.

ООО «Студия А» уже получала разрешение на тестовое вещание – с сентября 2002 по февраль 2003 года на частоте 89,3 FM выходило «Радио Шторм». На конкурс будет выставлена именно эта концепция - городское радио на основе рок и поп-рок музыки.

Андрей Бубукин, директор по региональному вещанию Вещательной корпорации «Проф-медиа» (радиостанции «Авто-радио», «Диско», «Энергия») полагает, что на каждую частоту будет претендовать порядка 20 компаний. «Петербург это второй радийный рынок в России, хотя его объем несколько раз меньше московского, - говорит он, - мы, безусловно, будем участвовать. Хотелось бы, чтобы компания, получившая эту частоту, развивала самостоятельный проект, а не работала по франчайзингу. Если бы выиграли мы, то развивали бы один из наших проектов, скорее всего радио «Энергия»)».

Москва наступает с неба
На петербургский радио-рынок стремятся как крупные медиа-холдинги, так и компании, для которых этот бизнес является непрофильным. Однако частот на всех не хватает. Бороться есть за что – по приблизительным оценкам Елены Даниловой, генерального директора ЗАО «Модерн» (Наше радио), в 2003 году объем рынка радио-рекламы Петербурга составил $11 млн. При этом ежегодный прирост этого рынка, по ее мнению, составляет 15-20%. Вадим Снегирев, генеральный директор «Русское радио», уверен, что рост рынка происходит в основном за счет крупных московских рекламодателей. «У них в бюджете появилась специальная строчка – реклама в Петербурге, - рассказывает он, - А старые рекламодатели увеличивают свои бюджеты незначительно – максимум на 5-10%».

«У нас на рынке большую долю рынка занимают «Европа плюс» и «Русское радио» - на них приходится от 35 до 40% всех рекламных бюджетов, - говорит Елена Данилова. – Пока наши рекламодатели будут брать только 2 верхние строчки рейтинга, узкоформатным станциям будет тяжело, если они не входят в состав крупного холдинга».

Дефицит частот
Однако эксперты отмечают, что наряду с захватом территорий крупными радио-холдингами, интерес к этому рынку все больше проявляют компании, далекие от медиа-бизнеса (Самый известный случай –радио «Спутник», учредителем которой выступило ЗАО “Внешнеторговая фирма “Фудлайн”). При этом купить частоту, даже нерентабельной радиостанции, практически невозможно. «Авторадио» пыталось попасть в Петербург в течение нескольких лет, однако ему удалось это сделать только осенью 2003 года, купив частоту радио «Петербург».

А последний раз конкурс на свободную частоту в Петербурге проводился полтора года назад. Право вещать на частоте 88, 9 FM получило ООО «Классика Петербург». Участники рынка считают, что выбор Федеральной конкурсной комиссии отчасти был обусловлен грядущим 300-летием Петербурга.

Есть мнение:
Денис Китов, исполнительный директор ЗАО «Русская Медиа Группа»:

Наш опыт работы в Петербурге показывает, что это хороший рынок, и в новых частотах заинтересованы многие, в том числе и мы. Однако сейчас объем рекламы на радио-рынке Петербурга достаточно небольшой, и поэтому пока здесь преобладают широкоформатные радиостанции. Узкому формату, ориентированному на определенный стиль музыки, не сможет в таких условиях достаточно зарабатывать. Такой станции легче существовать в составе крупного холдинга, где рекламные возможности продаются единым пакетом. Но когда все частоты будут разобраны, трудно будет создать новую широкоформатную радиостанцию и некоторым волей-неволей придется уходить в узкий формат. Тут важно найти целевую аудиторию, которую можно выгодно продать рекламодателям.

Сергей Михайлов, программный директор «Эльдорадио»:
Радиостанций сейчас очень много. Появление новых только усилит и без того жесткую конкуренцию. Если это будут новички, то им будет чрезвычайно сложно стать полноправными игроками на радио-рынке. Если частоты получат крупные медиа-холдинги, то конкуренция заметно усилится. Сейчас идет консолидация радио-активов как в Москве, так и в Петербурге. Похожий процесс происходил в Соединенных Штатах в 90-х годах, когда был отменен закон об ограничении количества радиостанций у одного собственника.

Александр Полесицкий, генеральный директор ЗАО «Европа Плюс»:
Нам бы хотелось вывести на петербургский рынок как минимум еще одну радиостанцию нового формата. Петербург второй в Росиии рынок радио-рекламы. Его годовой оборот составляет порядка $12 млн. Но он в любом случае, в 10 раз меньше московского.

Широкие форматы сейчас делать бессмысленно. Есть сильные брэнды в этой категории – ни «Европу Плюс», ни «Русское радио» сейчас не сдвинуть. Мы будем смотреть, какие ниши есть в Петербурге – как по стилю в музыке, так и по целевой аудитории. Например, пока там нет и одной хорошей городской радиостанции. Сейчас мы пробуем на вкус разные концепции, и думаю, в течение полутора лет что-нибудь выведем.


Исследование аудитории радиостанций Санкт-Петербурга
"Radio Index SPB"

Данные TNS Gallup Media SPb
Генеральная совокупность- жители Санкт-Петербурга, старше 12 лет
Daily Reach (Апрель - Июнь 2004)
Показатели рассчитаны за период с 06:00 до 24:00
Радиостанции отранжированы в порядке убывания Daily Reach в тысячах в апреле - июне 2004
Daily Reach- суточное количество слушателей станции

апрель - июнь 2004 тыс.чел. % от жителей СПб, старше 12 лет
All Radio 2421,0 58,3
Русское Радио 508,3 12,2
Радио России 477,2 11,5
Европа Плюс 450,6 10,9
Love Радио 376,6 9,1
Радио Рекорд 345,3 8,3
Динамит FM 331,4 8,0
Радио Шансон 318,4 7,7
Петроград - Русский Шансон 309,4 7,5
Ретро FM 288,5 7,0
Канал Мелодия 283,7 6,8
Наше Радио 265,1 6,4
Maximum 264,2 6,4
Эльдорадио 258,5 6,2
Авторадио 252,3 6,1
Балтика 250,2 6,0
Радио Петербург 232,4 5,6
Студио FM 212,2 5,1
Маяк 195,0 4,7
Радио Хит 193,5 4,7
Радио Рокс 144,6 3,5
Эхо Москвы/Эхо Петербурга 144,2 3,5
Радио Спутник 83,2 2,0
Классика Петербург 65,6 1,6
Радио Свобода 59,0 1,4
Радио Эрмитаж 58,6 1,4
Радио Ленинград 53,8 1,3
Маяк 24 53,1 1,3
Невская Волна 49,6 1,2


Деловой Петербург