03.08.2004

У Kesko будет "Строймастер". "Финская сеть покупает петербургскую



Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Продолжается массированная атака зарубежных сетей формата DIY на российский рынок. Вчера финская компания Rautakesko, входящая в холдинг Kesko Corporation, объявила о покупке петербургской сети магазинов товаров для строительства и ремонта “Строймастер”.


Сеть “Строймастер” принадлежит ООО “Текс”, которое специализируется на производстве лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и герметиков. Долю “Текс” на российском рынке Kesko оценивает в 11%. Учредители компании – частные лица Александр Селенкин и Дмитрий Скворцов. Сеть “Строймастер” состоит из четырех магазинов в Петербурге. В конце прошлого года компания взяла кредит у ЕБРР в $10 млн на развитие лакокрасочного производства и открытие еще двух магазинов. По данным Kesko, оборот сети в 2003 г. составил около 38,6 млн евро. План на 2004 г. – около 70 млн евро. Доля на петербургском рынке – около 20%. Холдинг Kesko Corporation основан в 1940 г. В сферу интересов входят пищевая промышленность, сельскохозяйственное оборудование, торговля автомобилями и товарами для дома. Оборот холдинга в 2003 г. составил около 7 млрд евро. В Финляндии сеть под марками K-Rauta и Rautia насчитывает около 150 магазинов.

Как сообщил “Ведомостям” директор проекта Rautakesko Мика Коскинен, протокол о намерениях с компанией “Текс”, владеющей сетью “Строймастер”, был подписан в конце прошлой недели. По этому соглашению Kesko покупает 55% акций сети за 8,3 млн евро. Сделка должна быть завершена до 15 марта 2005 г. После этого в зависимости от финансовых показателей сети финны могут доплатить “Тексу” до 5,1 млн евро дополнительно. “Это произойдет в 2005-2009 гг.”, — уточнил Коскинен.

“Мы изучили компанию, на петербургском рынке она в наибольшей степени соответствует формату DIY”, — говорит Коскинен. Он считает, что местный рынок товаров DIY становится достаточно интересен. Петербургская сеть не будет переименована. “Марка "Строймастер" достаточно узнаваема, в дальнейшем мы планируем развивать сеть в Петербурге именно под этим названием”, — утверждает Коскинен.

Николай Захаров, финансовый директор “Текса”, подтвердил факт подписания протокола о намерениях и сказал, что на его реализацию уйдет не менее полугода. “Ритейловый бизнес [компании "Текс"] будет выделен в отдельную компанию, контрольный пакет которой и приобретут финны. Лакокрасочное производство останется в руках нынешних акционеров”, — уточнил Захаров. Основные акционеры — Александр Селенкин и Дмитрий Скворцов вчера были недоступны для комментариев.

За последний год о видах на российский рынок заявило несколько иностранных сетей. В конце 2003 г. сеть OBI открыла первый торговый центр в Москве и объявила о планах строительства еще 15 магазинов в России. Увеличить количество магазинов с одного до пяти в ближайшие три года планирует также немецкая Marktkauf. На днях французская Leroy Merlin открывает первый магазин в России, а британская Kingfisher в июле объявила о планах открытия 60 торговых центров под маркой Castorama.

По оценке Коскинена, годовой оборот петербургского рынка составляет сейчас 500-600 млн евро в год и ежегодно растет на на 15-20%.

По мнению Бориса Юшенкова, директора петербургского офиса компании Colliers International, первыми на рост доходов населения реагируют сети cash & carry, а после них — сети товаров для дома.

Из сетевых магазинов в Петербурге работают три торговых центра “Максидом”, семь магазинов “Искрасофт”, а также пять точек компании “Стройбаза Рыбинская”.

По словам менеджера одной из сетей, пожелавшего сохранить анонимность, в Петербурге мало кто предлагает комфортные условия покупателям строительных товаров в розницу. “Из сетей, представленных в Петербурге, ни один магазин не соответствует классическому формату DIY, поэтому сейчас можно открыть еще несколько торговых центров, не опасаясь за существующих участников рынка”, — считает он.



Ведомости