03.08.2004

Скандинавы наступают. Hansabank Group откроет дочерний банк в России



Светлана Петрова
Михаил Оверченко

Крупнейшая прибалтийская финансовая группа — Hansabank Group, контролируемая шведским Swedbank, готовится открыть в России дочерний банк и уже начала набор сотрудников. Пока планы Hansabank ограничиваются обслуживанием уже существующих у группы клиентов, так что банк со скандинавскими корнями скорее составит конкуренцию другим западным “дочкам”, чем российским коллегам.


Hansabank Group – крупнейший финансовый институт стран Балтии со штаб-квартирой в Таллине. Группа оценивает свою долю на рынке банковских услуг этого региона примерно в 30%. Основной акционер – Swedbank (около 60% акций). По данным на 2003 г., активы Hansabank Group превышают 6,4 млрд евро ($7,7 млрд), капитал – 0,6 млрд евро ($0,72 млрд), чистая прибыль составила 130,9 млн евро ($157,5 млн). Группа основана в 1992 г., насчитывает 3,6 млн клиентов и 5800 сотрудников. Предоставляет широкий спектр услуг – от розничных банковских и корпоративных до инвестиционных, лизинговых и страховых.

Вчера группа Hansabank опубликовала в российских СМИ объявление о наборе персонала в связи с расширением лизинговых операций и началом банковской деятельности в России. Решение активизировать работу на российском рынке было принято на собрании акционеров Hansabank в апреле этого года, пояснил “Ведомостям” член правления группы Hansabank Group Друвис Мурманис. На нашем рынке у группы уже работает дочерняя лизинговая компания, специализирующаяся на обслуживании транзита российских грузов через страны Прибалтики. Hansa Leasing Russia (HLR) была создана в конце 2002 г. Hansabank Group и Европейским банком реконструкции и развития (у ЕБРР 25% акций компании) и сейчас лизинговый портфель HLR, по оценке Мурманиса, около $200 млн. По его словам, всего группа Hansabank планирует вложить в России 10% активов, или около 700 млн евро в кредитные и лизинговые операции. В группе рассчитывают, что дочерний банк начнет свою работу в России в 2005 г., но будет ли он создан с нуля или через покупку действующего банка, еще не решено. Мурманис отказался назвать запланированный капитал дочернего банка, но сообщил, что он, “конечно, не будет в десятке лидеров банковского рынка”, а “будет средним по российским меркам”.

С развитием и расширением прибалтийского бизнеса в России у “дочки” Hansabank здесь, безусловно, будет определенная клиентура, которая уже имеет наработанные связи с группой, полагает Андрес Суси, менеджер по маркетингу сети спортивных магазинов Sportland, которая входит в одноименную эстонскую группу. Правда, перспективы обслуживания местной Sportland в этом банке Суси комментирует крайне сдержанно: “Будем рассматривать условия работы через российскую "дочку" Hansabank”. Сейчас у финансовых институтов стран Балтии на нашем рынке нет дочерних банков — работать в России предпочитают через представительства. Крупнейший в Латвии Parex banka, у которого до кризиса 1998 г. здесь была “дочка”, теперь ограничивается двумя представительствами в Москве и Санкт-Петербурге, однако за коллег там порадовались. “Мы очень рады, что наши коллеги не только собирают деньги у нерезидентов здесь, в Латвии, но и начали развивать свой бизнес в России, — говорит председатель совета директоров Parex banka Виктор Красовицкий. — Мы более консервативны. Пока, как нам кажется, [в России] слишком много репутационных и иных рисков”. В Hansabank объясняют, что идут в Россию вслед за своими клиентами.

Однако планы группы нельзя назвать амбициозными. По словам Мурманиса, дочерний банк сконцентрируется на обслуживании скандинавских и прибалтийских компаний, а также компаний, с которыми группа здесь уже работает по лизингу. “Наш бизнес будет построен на существующих корпоративных клиентах (в том числе нашего основного акционера — Swedbank), поэтому широкомасштабной конкуренции, думаю, мы никому не составим, — говорит представитель Hansabank. — Кроме того, российский рынок довольно большой, и места здесь всем хватит”. Пока в планы группы не входит и работа на розничном рынке России — даже в перспективе.

С такой стратегией появление “дочки” Hansabank не окажет большого влияния на наш банковский рынок, считает председатель правления МДМ-банка Андрей Савельев. “Если они будут заниматься обслуживанием только нерезидентов либо операций с Прибалтикой и Скандинавией, то для банков с российским капиталом это не конкурент”, — отмечает он. В целом появление на нашем рынке еще одного иностранного банка позитивно, считает Савельев, но данный случай надо рассматривать как “приход скандинавов, а не прибалтов”.

Международный московский банк (ММБ), среди акционеров которого ведущий банк Финляндии — Nordea Bank Finland PLC, и впрямь не исключает обострения конкуренции за обслуживание в первую очередь скандинавских компаний. “Swedbank — очень мощная финансовая группа, и, если дочерний банк Hansabank будет восприниматься в России как полноценная структура Swedbank, думаю, для нас это будет действительно конкурент”, — признался председатель правления ММБ Илкка Салонен.



Ведомости