03.08.2004

Китай отказал "Газпрому". Монополию вместе с Shell и ExxonMobil исключили из проекта "Запад - Восток"



Анжела Сикамова
Ирина Резник
Родион Левинский

Китайская PetroChina расторгла соглашение с партнерами по проекту “Запад — Восток”. Международный консорциум в составе “Газпрома”, англо-голландской Royal Dutch/Shell и американской ExxonMobil так и не смог согласовать коммерческие детали проекта стоимостью $5,6 млрд. Аналитики сетуют, что “Газпром” потерял одну из возможностей проникновения на рынок Китая.


Газопровод “Запад – Восток” протяженностью около 4000 км должен соединить Шанхай с малоосвоенным западом Китая, где несколько лет назад были открыты газовые месторождения Таримского бассейна. Прогнозные запасы газа на этих месторождениях оцениваются в 1 трлн куб. м, а весь комплекс работ по их освоению – в $18 млрд. Из них $5,6 млрд составляет бюджет строительства газопровода, а $12 млрд планируется направить на разведку и разработку самих месторождений и создание сбытовой сети.

Соглашение о создании международного консорциума по проекту строительства самого большого в Китае газопровода “Запад — Восток” было подписано в 2002 г. PetroChina должна была получить в проекте 55%, а “Газпром”, Royal Dutch/Shell и ExxonMobil — по 15%. Впрочем, обязательной юридической силы соглашение не имело. И вчера PetroChina направила в “Газпром” письмо с извещением о прекращении действия рамочного соглашения. В письме, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”, говорится, что стороны так и не смогли “достичь согласия в отношении основных условий проекта и переговоры находились в состоянии застоя в течение полугода”. Между тем восточная часть газопровода с 1 января этого года уже начала коммерческую эксплуатацию, западная — почти достроена. Полностью проект начнет коммерческую деятельность в конце этого года. Пресс-секретарь предправления “Газпрома” Сергей Куприянов подтвердил “Ведомостям” факт получения такого письма. В пекинском офисе PetroChina и московском представительстве CNPC (материнская компания PetroChina) от комментариев отказались. Представитель пресс-службы Shell Саймон Берк также заявил, что не готов обсуждать разрыв рамочного соглашения с PetroChina, а представители ExxonMobil не были доступны для комментариев.

“Мы ожидали, что китайцы расторгнут рамочное соглашение, и для нас их решение не явилось сюрпризом, — признается источник в “Газпроме”. — Причин здесь несколько: во-первых, компания заняла пассивную позицию, полностью положившись на своих партнеров по консорциуму, а во-вторых, китайцы очень расстроились из-за “Стимула”.

В начале июля “Газпром” фактически сорвал сделку между CNPC и американской Victory Oil по продаже 61% акций ЗАО “Стимул”, разрабатывающего восточную часть Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения. CNPC предлагала за этот пакет около $200 млн. Однако “Газпрому” удалось выкупить у американцев 12,8% акций “Стимула”, увеличив свою долю в предприятии до контрольной. Оставшиеся 49% акций достались офшору Botichelly Ltd, а общая сумма сделки составила около $120 млн.

Тем не менее “Газпром” уверен, что его проекты в Китае продолжатся. “Деятельность нашего представительства в Китае нацелена на то, чтобы искать интересные для "Газпрома" проекты, — говорит Куприянов. — Они могут быть связаны не только с магистральным транспортом газа, как "Запад-Восток", но и с подземным хранением газа, газораспределением и его сбытом, проектами в области газохимии”. Куприянов подчеркивает, что “Газпром” намерен продолжать работу в Китае, в том числе и с PetroChina.

Аналитики считают письмо PetroChina неприятным для “Газпрома”, но не критичным. Лев Сныков из “УралСиба” отмечает, что “Газпром” потерял свое участие в газовой инфраструктуре Китая, что негативно для компании. “То, что PetroChina разорвала с "Газпромом" партнерские отношения, представляет некоторую угрозу для интересов компании на китайском рынке в дальнейшем, — говорит он. — Но в случае роста спроса на газ в Китае вопрос его поставок из России будет решаться прагматично”. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” называет “Запад — Восток” лишь одной из возможностей проникновения “Газпрома” на китайский рынок. Он отмечает, что у монополиста остается возможность получить долю участия в проектах освоения Ковыктинского месторождения и “Сахалина-2”, ориентированных на китайский рынок. Нестеров говорит, что Китаю придется сотрудничать с Россией, поскольку его потребность в газе будет расти, а поставлять его выгоднее всего из России.



Ведомости