04.08.2004

Россия спорт не любит



Гендиректор 7ТВ Рубен Оганесов обещает не уходить с канала до выплаты зарплаты сотрудникам – и он же говорит, что денег у канала нет. В эфир 7ТВ в основном идут повторы. Под угрозой даже выход «Новостей спорта»: оставшиеся корреспонденты отказываются работать бесплатно. Канал как никогда близок к закрытию.

Еще в начале февраля этого года президент и главный акционер 7ТВ Александр Беспутин сменил генерального директора канала. Место Олега Аксенова занял бывший руководитель «Муз-ТВ» Рубен Оганесов, а Аксенов отправился на повышение в головную компанию «Дюфф-Капитал», контролирующую канал. Немедленно заговорили о том, что канал меняет ориентацию, собирается стать музыкальным и что именно для этого и пригласили Оганесова.

Причины для переформатирования имелись. За год до этого сделка между акционерами 7ТВ и руководством ВГТРК по покупке акций канала провалилась – из-за нежелания Александра Беспутина расставаться с контрольным пакетом. Тогда ВГТРК и консорциум российских госбанков самостоятельно запустили канал «Спорт» на шестой метровой частоте, благо освободилось место: как раз прекратил вещание канал ТВС.

С тех пор в России работает три спортивных канала: два открытых – «Спорт» и 7ТВ и один подписной – «НТВ-плюс спорт». «Спорту» и «НТВ-плюс спорт» удается договариваться по основным трансляциям, а 7ТВ почти ничего не достается. Кроме того, канал остался без услуг продавца рекламного времени, компании «Видео-Интернешнл», и серьезно потерял в рекламных поступлениях.

Перемены на канале начались еще при старом гендиректоре. В 2003 году 7ТВ продлил на пять лет лицензию на вещание, согласно которой 60% эфирного времени занимают спортивные программы. Но наряду со спортивными трансляциями на нем появились художественные фильмы и мультфильмы для детей.

Появление мультфильмов руководители канала связывало с условиями лицензии, которая давалась под телекомпанию «Детский проект», а телефильмы, по их словам, появились для того, чтобы поддерживать рейтинг канала.

Новый менеджмент должен был поправить плачевное финансовое положение канала и увеличить рейтинг. Этого не произошло. Напротив, рейтинг упал, а претензии производителей, партнеров и арендодателей 7ТВ – Телевизионного технического центра – вылились в десятки исков. Оганесов какое-то время ссылался на то, что проблемы на канале есть, но они – тяжкое наследие прошлого менеджмента, и все поправимо.

Рубена Оганесова считают сильным менеджером, и как только он появился на канале, все стали ждать и смены команды. До его прихода на канале 7ТВ работали ушедшие с ТВС Николай Николаев в должности продюсера и Ашот Насибов в должности руководителя информационной службы.

Они уволились довольно быстро, хотя и не самыми первыми. По словам Рубена Оганесова, «из 600 сотрудников канала после сокращения останется только 250». Для того чтобы исправить сложившуюся на канале ситуацию, руководство заявило, что запустит новую сетку вещания. Причем не осенью, как это бывает обычно, а с 1 июня.

Первые проявления новой улучшенной сетки появились еще весной: канал отказался от круглосуточного вещания, сократив его до 18 часов; исчез целый ряд программ – как покупных, так и собственного производства; изменился формат информационных программ: ведущий пропал из кадра, а показ сюжетов сопровождался закадровым голосом, да и сами выпуски стали выходить реже. А самое главное, спортивный канал 7ТВ перестал даже пытаться приобрести сублицензии на трансляции крупнейших спортивных мероприятий.

Вскоре после такого «реформирования» сетки канал объявил о покупке нового передатчика, значительно увеличившего зону приема сигнала. Это дало основания считать, что канал таким образом готовят к продаже, повышая его стоимость. Правда, бывший гендиректор канала Олег Аксенов заявил тогда, что новый передатчик –«плановое приобретение», и о продаже канала речь не идет.

Последние месяцы доля канала 7ТВ по Москве колеблется между 0,1 и 0,4 % (Gallup Media, аудитория 4+), занимая уверенно последнее место. По России показатели чуть выше – примерно 0,6% (меньше только у Euronews и Rambler).

«Спорт» по России вообще не измеряется, а в Москве его показатели гораздо лучше – около 3,5%. Но даже суммарные цифры двух каналов показывают, что каждодневный интерес к спорту у российских зрителей невелик.

Когда показывают какие-то «эпохальные» спортивные мероприятия вроде «Евро-2004» – другое дело. Но в этом случае все лавры достаются федеральным каналам.

Эксперты еще на стадии запуска канала предупреждали, что он не сможет набрать достаточного рейтинга, и приводили в пример мировой опыт: нигде в мире нет спортивного канала, работающего в открытом доступе.

Но руководство канала, казалось, это не пугало. «Мы сделали спорт доступным. В мире многие страны имеют по нескольку спортивных каналов, – говорил Олег Аксенов. – Другое дело, что у них эти каналы не находятся в свободном доступе. Но у нас уникальная страна: наши зрители настолько избалованы, что даже новые голливудские фильмы смотрят намного раньше, чем зрители в США».

Газета.RU