06.08.2004

РСПП принимает защитную окраску



Российский союз промышленников и предпринимателей возьмет на себя выполнение задач, поставленных перед правительством. РСПП будет удваивать ВВП и бороться с бедностью. Защищать бизнес ему некогда.

В четверг на пресс-конференции президент РСПП Аркадий Вольский огласил основные задачи, которые стоят перед этой организацией. Они удивительным образом совпадают с задачами, которые поставил перед правительством Владимир Путин.

В ближайшее время организация планирует разработать и опубликовать документ под названием «Социальная миссия». Целью этого документа, по словам президента РСПП, будет «консолидация предпринимательского сообщества России в интересах решения социальных проблем страны». Для вящей консолидации будет организовано движение за добровольное присоединение предпринимателей к принципам социальной ответственности и проведен национальный конкурс социальных проектов.

Также Аркадий Вольский заявил о готовности возглавляемой им организации принять участие в разработке государственной программы борьбы с бедностью.

По мнению Вольского, разрыв между бедными и богатыми в России продолжает увеличиваться. Между тем правительство ничего не делает для того, чтобы решить эту проблему.

«Правительственной программы борьбы с бедностью у нас нет. Правительство не правит, а смотрит, что получится из этой борьбы", – заявил глава РСПП.

На предстоящем в ноябре съезде РСПП намерена внести свой вклад в решение еще одной задачи государственной важности. А именно – разработать «среднесрочную экономическую политику повышения ВВП».

«Все это не имеет ничего общего с задачами, которыми должна заниматься бизнес-ассоциация, – заявил «Газете.Ru» гендиректор одной из небольших (годовой оборот около $5 млн) российских компаний. – Бизнес не должен подменять собой государство, его дело – не увеличение ВВП, а увеличение собственной прибыли. ВВП тогда сам вырастет».

Чтобы действия РСПП приносили реальную пользу бизнесу, организация должна лоббировать принятие законов, направленных на защиту предпринимательства. Ей следует организовывать учебные центры по подготовке и переподготовке нужных специалистов, заниматься популяризацией бизнеса, улучшением его имиджа.

«Все, о чем говорил Аркадий Вольский, – чисто государственные задачи, – заявил «Газете.Ru» вице-президент ассоциации «Опора России» Владислав Корочкин. – Возможно, Вольский, в силу того что он долгое время был на госслужбе, до сих пор вопринимает себя как часть государства». «Задача бизнеса – производство товаров и услуг, – заметил Владислав Корочкин.

– А задача некоторых организаций, которые представляют бизнес, – выравнивание диалога между предпринимательским сообществом и государством. РСПП должен требовать от государства создать условия для развития бизнеса, а не подменять его».

Организации, подобные РСПП, должны заниматься в первую очередь решением конкретных проблем, которые препятствуют нормальному функционированию бизнеса, – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Они должны вырабатывать стратегию по основным вопросам, которые волнуют предпринимателей, и доводить эту стратегию до сведения властей.

Должны, но не делают этого. «Например, почему РСПП не поставит вопрос: завершена у нас налоговая реформа или нет? – говорит Игорь Николаев. – Ведь перманентная налоговая реформа – огромное зло для бизнеса. Еще по многим вопросам РСПП должен бы высказать свою позицию, но он этого не делает».

Это, по мнению Игоря Николаева, прямое следствие той позиции, в которую бизнес поставил себя сам. «Все слова о социальной ответственности и готовности участвовать в решении государственных задач – это ответная реакция на то, что происходит в последние годы во взаимоотношениях бизнеса и государства. – Вряд ли они отражают реальные настроения этих людей, скорее, это своего рода попытка принять защитную окраску в надежде, что власть не тронет».

Такого рода маскировку Игорь Николаев считает крайне опасной. Постоянное покаяние создает впечатление постоянной же вины бизнеса перед обществом. И власть получает индульгенцию на любые действия в отношении предпринимателей. Заявления РСПП, таким образом, приводят к последствиям, диаметрально противоположным целям организации. Вместо защиты интересов бизнеса перед государством идет окончательная сдача предпринимателей на милость властей.

«Не надо постоянно каяться», – говорит Игорь Николаев. – На самом деле, бизнес в силу самих отношений между работником и работодателем не может не быть социально ответственным. А вот к государству, особенно в свете последних событий, возникают большие вопросы».

Газета.RU