06.08.2004


Nokia помогла Ericsson ,сдав позиции в России и в мире



Окружной суд Нью-Йорка готов принять к рассмотрению иск к финскому концерну Nokia, а также к его генеральному директору Йорме Оллиле от представляющей интересы его крупнейших акционеров - юридической фирмы Milberg Weiss Bershad Hynes & Lerach. Акционеры обвиняют руководство Nokia в том, что оно неоднократно вводило их в заблуждение относительно роста котировок акций концерна. Эти прогнозы были слишком оптимистичными, а зачастую просто ошибочными, что привело к серьезным финансовым потерям инвесторов. А заодно - к росту главного конкурента Nokia, шведской корпорации Ericsson.

Наверное, никогда еще в карьере самого высокооплачиваемого и успешного менеджера Финляндии - генерального директора Nokia Йормы Олиллы не было столь серьезных проблем, как сейчас. Дело даже не в самом судебном разбирательстве, а в том, что второй квартальный отчет этого года полностью подтвердил мрачные прогнозы подавших в суд акционеров - Nokia находится на грани серьезного кризиса. Валовая выручка концерна во втором квартале сократилась на 5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Объем продаж мобильных телефонов сократился на 13%. Напомним, что снижение уровня продаж в первом квартале всего лишь на 2% как раз и вызвало широкомасштабный кризис доверия в среде инвесторов, который воплотился в беспрецедентное снижение капитализации. В течение двух месяцев после появления негативной для Nokia информации компания потеряла одну треть своей рыночной стоимости - ее капитализация уменьшилась на 33 миллиарда евро.

Еще больше усугубил ситуацию психологический прессинг со стороны вечного соперника-конкурента - шведской корпорации Ericsson. В тот момент, когда Nokia сообщала о беспрецедентных убытках, Ericsson рапортовал о прибыли за первое полугодие 2004 года более чем в полтора миллиарда евро. Объем продаж у шведского концерна вырос на 34%. А ведь еще год назад положение этих двух скандинавских производителей средств мобильной связи было диаметрально противоположным. Nokia казалась просто недосягаемой для испытывавшей серьезные проблемы корпорации Ericsson.

Многие связывают нынешние успехи шведского концерна с приходом в компанию известного управленца Карла Хенрика Сванберга. Он никогда прежде не занимался высокими технологиями, но сумел и в этой области доказать, что ему нет равных в Швеции в искусстве управления крупными корпорациями.

И все же большинство аналитиков считают, что не только удачная смена менеджмента, но и технологическое отставание самой Nokia позволило Ericsson выйти в лидеры. Причины этого отставания называют разные, но чаще всего упоминают две - провал на азиатском рынке и недооценка возможностей мобильной связи третьего поколения (3G).

В Азии дизайнеры Nokia просто не уследили за модой. Сейчас там наибольшим спросом пользуются аппараты, обладающие при малых размерах большим экраном: так называемые "раковины", больше известные в России как "раскладушки". В арсенале Nokia имеется только один подобного рода телефон, к тому же он идет по разряду очень дорогих. Недостатки в модельном ряду Nokia сказались и на российском рынке. Продажи финской компании заметно снизились. Эксперты объясняют это тем, что покупателей больше не удовлетворяет устаревший дизайн телефонов Nokia. Рынок дешевых телефонов в России заполнил немецкий Siemens. А в секторе дорогих и имиджевых моделей финнов теснят Samsung и давний конкурент - SonyEriсsson.

Как считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, сегодня, даже в условиях бурно растущего российского рынка и фактического дефицита предложения мобильных телефонов, продажи Nokia практически не растут. За полтора минувших года доля компании на российском рынке заметно сократилась.

Вторая, не менее важная причина нынешних проблем Nokia, по мнению экспертов, - в недооценке ее специалистами значения цифровых камер, встроенных в мобильный телефон. По данным исследовательской фирмы Strategy Analytics, в прошлом году только 6% телефонов, проданных Nokia, имели цифровые камеры. У SonyEriсsson этот показатель составлял 30%.

Мобильные телефоны, передающие изображение, - главное преимущество мобильной связи третьего поколения. Похоже, что руководство Nokia поддалось всеобщему пессимизму относительно будущего 3G и свернуло ряд перспективных разработок на этом направлении. В то время как Eriсsson со стоическим упорством продолжал вкладывать деньги в мобильную связь будущего.

Сейчас Йорма Оллила ездит по разным странам, пытаясь лично успокоить инвесторов. Он обещает наверстать упущенное с помощью последней разработки концерна - модели Nokia 6630, которая, по словам ее создателей, будет самой малогабаритной и многофункциональной трубкой третьего поколения. Однако почувствовавший вкус лидерства Eriсsson вряд ли легко уступит завоеванные позиции. Сейчас доля шведского концерна на стремительно растущем мировом рынке систем 3G составляет 40%. И если дочернее предприятие - SonyEriсsson дополнит эти системы надежными и доступными мобильными телефонами нового стандарта, то это будет технологический рывок, преодолеть который Nokia будет непросто.

Известия